В ноябре индекс потребительских цен в крае составил 100,7 процента. По мнению аналитиков, в декабре, в отличие от развитых Европы и Америки, где уже начинаются рождественские распродажи, в Ярославской области цены продолжат расти.
По сравнению с октябрем, в прошлом месяце на 0,7 процента выросли потребительские цены и цены производителей промышленной продукции. Если учесть, что в октябре, по сравнению с сентябрем, в котором инфляция за счет дешевой сельскохозяйственной продукции замерла на нуле, цены также росли, то общий осенний рост в потребительском секторе составил больше процента, а в промышленном – около трех. А по сравнению с прошлым годом, ноябрь к ноябрю, товары повседневного спроса стали стоить почти на семь процентов дороже, а местные промышленные – больше, чем на 10. И это весьма значительный рост, который в том числе привел к падению реальной заработной платы ярославцев этой осенью.
«В среднем эти цифры укладываются в те предварительные показатели инфляции в целом по России, которые озвучивают заинтересованные экономические ведомства страны, – считает бизнес-аналитик Алина Панаева. – Особенно если учесть, что в таких секторах, как грузоперевозки и услуги связи, динамика цен была нулевой. И это действительно самая низкая инфляция за все последние годы. Впрочем, год еще не закончен, посмотрим, что покажут декабрьские распродажи».
Как всегда, дьявол кроется в деталях. Поэтому в эти предновогодние дни, когда шоппингом занимаются даже самые ленивые граждане, небезынтересно посмотреть, что же дорожало больше, а что меньше. Так вот, рост цен на то, что принято называть промтоварами, оказался в четыре раза больше, чем продуктов питания. Так что многим может не хватить заранее отложенных денег на подарки.
Меньше всего выросла стоимость платных услуг населению. Это и понятно. Коммунальщики еще только готовятся к ежегодному январскому подорожанию, а прочие услуги и так не очень-то пользуются популярностью у небогатых ярославцев.
Из продуктов в ноябре росли цены на хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, мясо и птицу и на сливочное масло. Больше всего подорожали сыры, молочные продукты и подсолнечное масло. Все рекорды побила рыба и морепродукты, их стоимость возросла на почти на два с половиной процента. И это после октябрьского роста почти в процент. Потребление морепродуктов в России и так значительно меньше, чем, скажем, в развитой Европе, а теперь и вовсе станет недоступным для многих ярославцев. Причем количество потребляемых морепродуктов, весьма полезных для здоровья, уже сегодня, по мнению врачей, не отвечает норме.
К радости тех, кто готовится к Новому году, скажем, что алкогольные напитки стоят столько же, сколько и раньше. Как сообщает облстат, водка обыкновенного качества стоит 244,84 рубля за литр. Даже чуть-чуть снизились в цене мука, крупы и бобовые, яйца и сахар. Так что испечь торты и печенье к празднику можно будет, не слишком разоряясь. Впрочем, буквально на днях яйца уже начали снова дорожать, но это привычное сезонное явление. Кто не запасся заранее, будет есть более дорогой оливье, чем в прошлом месяце.
Стоимость минимального набора продуктов питания по Ярославской области на конец ноября составила 2263,04 рубля в расчете на месяц.
Теперь о подарках. Сэкономить здесь не удастся. Только за ноябрь потребительские промышленные товары подорожали на 1,6 процента. На декабрь, разумеется данных пока нет, но специалисты говорят, что рост цент продолжился примерно такими же темпами. Единственное, что не растет – это отечественная телерадиопродукция. Так что, если кто-то хочет подарить другу родной телевизор или радиоприемник, то, может быть, и сэкономит. Есть и еще такой лучший подарок, как книга, – печатные издания тоже стоят на нуле. Цены на остальное по-прежнему стремятся ввысь. Опять же о подарках: обувь дорожает быстрее одежды, а электротовары – одни из самых стремительных на пути вверх.
«В новый год большинство магазинов заманивает покупателей различными, акциями, бонусами и скидками, – говорит маркетолог Ирина Аверина. – Декабрь – самый хлебный месяц для всех предприятий, занимающихся розничной торговлей. Никто в это хлебное время не станет снижать цены, а скидки при ближайшем рассмотрении нередко оказываются обычной заманихой, как правило, все дисконтные акции построены таким образом, чтобы ими было очень непросто воспользоваться. Так что будьте внимательны».