В инспекции Федеральной налоговой службы Ярославской области подводят итоги второго квартала и первого полугодия 2011 года. Одним из основных направлений деятельности налоговиков стала работа с обращениями налогоплательщиков. Такая работа позволяет не только в досудебном порядке урегулировать большинство споров, но и значительно повысить собираемость налогов в целом.
Общение с налоговой инспекцией всегда было камнем преткновения в нашей стране. Однако за последнее время оно все же стало намного проще и позволяет ярославцам решать целый ряд задач. Во втором квартале в ИФНС поступило почти две тысячи письменных обращений ярославцев, из них почти половина – это интернет-обращения. Большая часть писем касается налогообложения физических лиц. Одним из самых непонятных стал транспортный налог. Вопросы посыпались сразу после массовой рассылки квитанций на его уплату.
«Я очень удивился, получив квитанцию, – рассказывает автовладелец Андрей Барминов. – Ведь в средствах массовой информации говорили о замене транспортного налога на акцизы на бензин. Вот я и думал, что его отменили. Большинство моих друзей, владельцев машин, думали также. Оказывается, теперь есть и то, и другое. Пришлось звонить в налоговую и выяснять. К сожалению, мы часто оказываемся финансово неграмотными, а это может привести к неприятностям. Неплохо бы организовывать консультационные пункты для ярославцев».
Многие граждане обращались с просьбами о корректировке расчетов и снятии начислений по транспортному налогу. Это связано с различными нестыковками в базах ГИБДД и налоговой службы. Некоторые сведения просто устарели. Работа по актуализации баз ведется, однако при таких массовых взысканиях разногласия неизбежны.
Еще одним из спорных вопросов стал налог на имущество физических лиц и земельный налог. Причина та же – недостоверные сведения в базах для налогообложения, а также просьбы о разъяснении тех или иных положений, на основании которых данный налог начисляется и взимается.
Всего по вопросам налогообложения физических лиц обратился 1251 гражданин, что составляет 65% общего числа обращений.
Весомую часть писем составили обращения по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков. Авторы просили разъяснить порядок постановки на налоговый учет, сообщали сведения об изменении фамилии или места жительства для корректного направления налоговой корреспонденции. Часть обращений касалась отказа заявителей от присвоения идентификационного номера налогоплательщика по религиозным убеждениям.
Также налогоплательщики обращались с вопросами о причинах образования задолженности по уплате налогов, которую они обнаружили при обращении к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика». Такие обращения составили 7% от общего числа обращений.
Это совсем немало, – комментирует цифру экономист, инвест-аналитик Наталия Андрейченко. – Еще совсем недавно никому и в голову не приходило интересоваться своими долгами. Не трогает налоговая, ну и ладно. Теперь простые люди стали ощущать себя винтиками большой финансовой машины страны, налогоплательщиками. И это очень важный поворот в сознании людей. Гораздо важнее, может быть, чем сами деньги, которые они платят государству. С другой стороны, налоговая перестала быть этаким пугалом. К ней можно обратиться, проконсультироваться, получить разъяснение по своим финансовым делам. Такое сближение сознаний и менталитетов – это путь к цивилизованной рыночной экономике. К развитой экономике.