Сегодня состоялось заседание координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области, на котором рассматривались вопросы дальнейшего развития въездного туризма в регионе.
Ярославль, по общему мнению, является жемчужиной Золотого кольца России. Туристическая отрасль, по подсчетам специалистов, могла бы приносить в казну края не меньше, чем знаменитые ярославские шины, рыбинские моторы и пиво «Балтика» местного разлива. Уже сегодня налоговые поступления от туризма в бюджеты всех уровней составляют 250 млн рублей, а доля туризма во внутреннем валовом продукте области составляет чуть меньше двух процентов. А по прогнозам, к 2014 году наш край посетят около 2,5 миллионов туристов.
Для того чтобы Ярославль стал-таки международной экскурсионной меккой на 2011-2014 годы, в области принята целевая программа развития туризма и отдыха, а также разработана концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера. Для того чтобы задуманное осуществилось, нужны немалые инвестиции как со стороны муниципальных властей, так и со стороны предпринимателей, имеющих бизнес в этой сфере.
«Нам не хватает элементарного, – говорит экскурсовод Инна Николаева. – Извините за подробности, но иностранцы отказываются приезжать в наш город по такой прозаической причине, что и по дороге из Москвы до Ярославля и в самом городе не хватает благоустроенных, чистых туалетов. Вроде, мелочь, но ведь речь идет о людях, приехавших к нам на отдых. Мы просто обязаны создать им комфортные условия. Я уже не говорю о том, что в центре областного города трудно найти место, где можно было бы недорого перекусить.
По-прежнему проблемной остается обеспеченность туристов гостиницами. В последнее время серьезная работа в этом направлении проделана. Построено несколько вполне современных отелей с развитой внутренней инфраструктурой, но гостиниц все равно не хватает. Парадокс заключается в том, загруженность номеров при этом чуть больше 50 процентов.
«Проблема в том, – говорит строитель Андрей Красин, – что затраты на строительство трехзвездочных и пятизвездочных отелей практически одинаковы, а окупаемость гостиниц класса люкс – в два раза дольше. К тому же гостиницы желательно строить в центре, а там возможности очень ограничены и тем, что это историческая часть города, и тем, что земля очень дорогая, да и получить ему «строителю со стороны» сложно. Вот и получается, что небольшие дешевые гостиницы строить невыгодно, а именно они больше всего нужны».
По оценкам аналитиков рынка, иностранные туристы тратят на отдыхе в среднем в два раза больше, чем россияне. Но на сегодняшний день в области имеется 33 туроператора, внесенных в Единый федеральный реестр туроператоров, из которых только три имеют право на организацию международного туризма. В основном, группы из Европы прибывают летом, после открытия навигации на Волге. Конечно, это связано с климатическими условиями – русских холодов за границей до сих пор боятся. Но не только.
«Сколько денег у нас тратят на всякие переименования улиц. Некоторые по несколько раз переименовывают. Неужели не могут найти денег на то, чтобы сделать указатели на английском языке, – удивляется менеджер турфирмы Анна Волкова. – Хотя бы у основных экскурсионных объектов в центре города такие таблички должны быть. И лучше на нескольких языках. Затраты невелики, но для привлечения туристов это крайне важно».
Туристическая отрасль является очень привлекательной не только потому, что может приносить немалые деньги и вложения в нее довольно быстро окупаются. Преимущества ее еще и в том, что она помогает развитию многих сопутствующих отраслей: строительству, сфере услуг, производству сувениров. Способствует она и сохранению национальных культурных традиций и народных промыслов, не говоря уже об инвестициях в музеи и сохранении памятников старины. А это и рабочие места, и заказы для малого бизнеса, в том числе и в небольших районных центрах и поселках.
В прошлом году туристский поток вырос примерно на 12%: область посетили более 1,5 миллионов гостей, шестая часть из них – иностранные граждане. Так что усилия властей не пропали даром, и прогресс, что называется, налицо. Но по сравнению с тем экскурсионным бумом, который наблюдается, даже несмотря на кризис, в Европе и Юго-Восточной Азии, это просто крохи. И ярославцам предстоит еще немало вложить, чтобы в область потек не ручеек, а по-настоящему бурный поток туристических денег.