Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает изменить коэффициенты ОСАГО, которые учитывают возраст и стаж водителя, чтобы снизить стоимость полиса для опытных водителей и поднять ее для новичков. Свои предложения РСА направил в Центробанк.
Необходимость изменений представители РСА обосновывают большей аварийностью молодых и неопытных водителей. На сегодня критическим возрастом являются 22 года, а критическим стажем вождения – три года. Максимальный возрастной коэффициент для этой группы 1,8. А если водителю 23, а его стаж четыре года – коэффициент уже равен единице.
По данным РСА, невозможность детально учесть возраст и стаж водителя приводит к тому, что опытные и взрослые автолюбители платят больше, чем должны, компенсируя неаккуратность молодежи. Теперь всех водителей поделят на четыре категории по возрасту и на пять – по стажу вождения. Итого получится 20 групп, каждая из которых получит свой повышающий коэффициент при расчете стоимости страховки.
Таким образом, если предложение РСА будет одобрено, страховка для водителей с опытом вождения более семи лет подешевеет на 10%, а с опытом более 11 лет – на 23%. И напротив, для тех, кто за рулем меньше года, стоимость ОСАГО вырастет на 40%, меньше двух лет – на 27%, от двух до четырех лет – на 11,6%.
Сегодня 20-летнему водителю из Ярославля со стажем менее трех лет за ОСАГО на 105-сильный Ford Focus нужно заплатить 6,4 тысячи рублей. Если же предложения РСА будут приняты, стоимость возрастет практически до девяти тысяч. При этом 45-летний водитель со стажем более 11 лет сегодня платит чуть больше 3,5 тысяч рублей, а если предложения будут приняты, то ему нужно будет отдать за ОСАГО почти на тысячу меньше.
По данным РСА, общее число водителей со стажем менее года не превышает трех процентов. На возрастную категорию старше 45 со стажем вождения больше семи лет приходится почти 20% заключаемых договоров. Еще порядка 20% полисов ОСАГО заключается без ограничения числа водителей. Около 10% договоров приходится на водителей 25–32 лет со стажем вождения более семи лет.
Представители страховых компаний согласны с тем, что тарифную сетку необходимо делать более дифференцированной в зависимости от стажа и возраста. «Начинающие водители действительно чаще попадают в аварии. Как правило, это молодые лихачи на дорогих машинах, которые считают, что на дороге все им должны уступать. Чтобы покрыть расходы на выплаты по одному ДТП, мы должны застраховать 40 человек, – отмечает юрист ярославского филиала страховой компании «Югория» Антон Колесов. – Соответственно, тарифы для таких водителей должны быть более высокими. А для тех, у кого большой стаж безаварийного вождения наиболее лояльными».
Автомобилисты же, напротив, возмущены подобным предложением. По логике страховщиков, даже начинающий водитель после 45 лет почему-то менее опасен на дороге, чем водители среднего возраста с нормальной реакцией и здоровьем. Да и вообще сам подход формирования цены по стажу не дает объективной картины. Есть люди, получившие права пять лет назад, а севшие за руль вчера. Или дедушки со стажем 40 лет, из которых они реально за рулем несколько раз в год – по пути на дачу и обратно.
«По-моему, страховщики страдают ерундой. Сами себя загружают работой. За рубежом страхуется непосредственно МАШИНА с любым водителем за рулем. Учитываются только параметры авто и страховка продается вместе с автомобилем, – подчеркнул руководитель ярославского регионального отделения ФАР Сергей Терехин. – Полагаю, что в итоге стоимость ОСАГО вырастет практически для всех категорий водителей. А все потому, что у нас государство – дурак. Оно же регулятор, а отдало весь вопрос на откуп бизнесу, который в итоге и угробит всю систему ОСАГО».
Банк России пока что не прокомментировал, планирует ли он изменить коэффициенты ОСАГО в зависимости от стажа и возраста водителей.