Первый замгубернатора Ярославской области Александр Князьков представил депутатам областной думы и членам Общественного совета при департаменте дорожного строительства новую концепцию развития дорожного хозяйства региона на ближайшие три года. Чиновник предложил отказаться от ямочных ремонтов в пользу основательной реконструкции, а областной дорожный фонд пополнять за счет штрафов.
Первое, на чем сделал акцент Александр Князьков – это бессистемный подход в дорожном строительстве, который мы наблюдаем сегодня. Где-то идет ямочный ремонт, где-то реконструкция, где-то прокладывают новую дорогу.
«Непонятно, по какому принципу формируется этот заказ. Зачастую работы проводятся в результате лоббирования глав муниципальных районов, местных депутатов. Поэтому мы больше не будем строить дороги за 120 млн рублей, ведущие к некоторым коттеджам! – подчеркнул Александр Львович. – 15 километров асфальта к деревне, в которой прописаны четыре человека. Это недопустимо! В тайге не нужны автобаны».
Согласно новой дорожной стратегии, приоритет будет отдан опорной сети дорог, которая является своеобразным «скелетом» региона, соединяет основные города и связывает нас с соседними областями. Опорную сеть составляют девять главных направлений. Это такие трассы, как Ярославль–Рыбинск, Ярославль–Углич, Ростов – Борисоглеб – Углич, Калязин – Углич – Рыбинск – Пошехонье – Череповец, Пошехонье–Данилов, Ярославль–Любим, Первомай–Любим, а также Ивановское направление.
По этим дорогам осуществляется наиболее интенсивное движение – более трех тысяч единиц транспорта в стуки. Это и пассажирские перевозки, и школьные автобусы, и грузовой поток. В то же время на этих трассах самое большое количество ДТП. Это самые «убойные» дороги области. Например, на трассе Ярославль–Углич за прошедшие два года произошло 259 ДТП, 107 погибших.
«Мы провели тщательный анализ и ревизию по всем этим направлениям. На сегодня немедленного ремонта требуют 268 километров дорог. На это потребуется 2,7 млрд рублей. Эта сумма будет распределена на три года, начиная с 2015, – отметил замгубернатора Князьков. – Наша задача выходить по ремонту опорной сети на 100 километров в год. И тратить на это из дорожного фонда области не 3% средств, как сейчас, а постепенно довести эту цифру до 40%. Тогда опорная сеть области будет в приличном состоянии».
Дополнительным источником финансирования дорожных ремонтов могут стать средства, собранные от штрафов за нарушения ПДД. Сейчас они поступают в общий бюджет области и идут на любые расходы. Замгубернатора планирует выйти к депутатам областной думы с предложением направить эти деньги целевым образом на ремонт дорог. На сегодня сумма штрафов составляет 500 млн рублей в год. По прогнозам чиновников, через год эта цифра вырастет до 600 млн рублей.
«Наша задача за три года привести опорную сеть к состоянию федеральной дороги М-8», – подытожил Александр Князьков.
Счетная палата РФ опубликовала предварительные результаты проверки Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы в России в 2010–2020» годах. Как выяснилось, Росавтодор должен был выделить в 2012–2013 годах субсидии регионам на дорожное строительство, но так этого и не сделал. В результате долг ведомства составил около 43 млрд рублей. По данным аудиторов, Росавтодор перечисляет субсидии субъектам федерации с задержками и основная часть денег доходит до местных бюджетов в конце года. Регионы не успевают их освоить и возвращают остаток в Росавтодор. После этого средства возвращаются подрядчикам только весной.