Управление ГИБДД по Ярославской области печально констатирует, что с каждым годом количество ДТП, совершенных по вине начинающих водителей, неуклонно растет. И главная причина – низкое качество подготовки водительских кадров автошколами. Мы изучили статистику и выяснили, какие ошибки чаще всего допускают «чайники» на дороге.
За прошлый год на территории Ярославской области молодыми водителями было совершено 255 ДТП. В 2012 году эта цифра была 199, а в 2011 – 152. В общем, динамика налицо. Да и количество автошкол в регионе за год увеличилось на четверть, сейчас их 120. Но, как видим, количество не означает качество.
«Рост числа ДТП по вине водителей с небольшим стажем обусловлен в немалой степени низким уровнем подготовки водительского состава, несовершенной материально-технической базой учебных заведений, неисполнением требований учебных программ. По результатам анализа качества подготовки водительских кадров в адрес учебных организаций в 2013 году нами было направлено 148 представлений, – доложил на заседании комиссии по БДД начальник областного Управления ГИБДД Андрей Сироткин. – Вместе с тем не все автошколы принимают адекватные меры реагирования. Руководство некоторых из них не считает нужным отвечать на информационные письма ГИБДД, а уровень подготовки кандидатов в водители при этом не улучшается».
Около половины автошкол, зарегистрированных на территории региона, не имеют собственных площадок и вынуждены их арендовать. Около четверти организаций не имеют даже собственных учебных классов. Нередки случаи, когда кандидаты в водители, успешно сдавшие экзамены в автошколе, почему-то по пять–семь раз не могут сдать экзамен в ГИБДД.
В прошлом году подобными учениками особо отличились такие автошколы как «Рыбинская ОТШ ДОССАФ России», ПЛ №19 из Углича, «Рыбинская автошкола ВОА», ПУ №41 Тутаева, рыбинское ПУ №1, Переславский кинофото-химический колледж. В Ярославле это ПУ №13, автошколы «Ольга», «АвтогранТ», ВОА, «Ментор», «Ягуар», Учебный центр «Формула». По результатам проверок ГИБДД, в этих заведениях качество подготовки водителей категории «В» значительно ниже среднего.
Резко упал и процент сдачи экзаменов с первого раза. В 2013 году он составил менее 33%, тогда как годом раньше с первого раза сдавали почти 67% кандидатов. Возможно, это связано и с тем, что с 1 июля прошлого года была введена система самостоятельной записи на повторные экзамены, которые сдаются уже без инструктора, на автомобиле, предоставленном ГИБДД. Вероятно, находясь в незнакомой машине и без наставника, кандидаты в водители начинают волноваться еще сильнее и лажают по полной программе. И даже сдав с N-ного раза квалификационный экзамен и получив-таки водительские права, начинающие участники дорожного движения не становятся грамотнее. Скорее, даже наоборот.