То ли убирать дороги зимой, то ли ремонтировать их летом – перед таким выбором в этом году предстали власти муниципальных районов. Все дело в новой методике распределения средств дорожного фонда, которая с этого года запрещает районам тратить областные субсидии на уборку дорог от снега.
Своих же средств и на содержание, и на ремонт дорог в районах не хватает. Год только начался, а в муниципальных дорожных фондах деньги уже заканчиваются. Дело в том, что первый квартал для большинства – это время раздавать долги за прошлый год.
«Нашему предприятию за ремонтные работы, выполненные в 2013 году, район должен порядка 18 миллионов рублей, – рассказывает директор Даниловского ГУП «Автодор» Владимир Лукьянов. – Согласно контрактам, эти задолженности должны быть погашены в ближайшие два-три месяца. Мы этих денег ждем, нам нужно платить зарплаты, содержать технику и тому подобное».
Представители муниципалитетов поясняют: если из скудного муниципального дорожного фонда вычесть затраты на зимнее содержание дорог и оплату кредиторской задолженности, в фонде остается лишь 30% от общей суммы. Как эти деньги «растянуть» на оставшиеся 11 месяцев, главам районов непонятно.
«Большая часть муниципальных образований в конце 2013 года расторгла и заключила контракты на зимнее обслуживание еще по старой методике, – говорит председатель совета муниципальных образований, глава Некрасовского муниципального района Николай Золотников. – Например, дорожный фонд Некрасовского района уже на 61% «занят» на финансирование контракта на зимнее содержание и выплату задолженности за прошлый год. В Даниловском, Мышкинском районе, по всей области аналогичная ситуация».
Областные чиновники парируют, что с этого года в муниципальных образованиях есть свои дорожные фонды и нужно уметь грамотно ими распоряжаться. Однако многие депутаты областной думы встали на сторону местных властей и предложили вернуть районам право использовать областные субсидии для оплаты уборки снега в зимний период.
«Наша задача не только дорогу ремонтировать, но и обеспечивать доступность этой дороги, – говорит депутат от Мышкинского района Александр Тарасенков. – В том году были случаи, дети до школы не могли дойти».
В итоге депутаты приняли решение рекомендовать областному правительству пересмотреть методику распределения регионального дорожного фонда в пользу расширения полномочий муниципальных властей. Какое решение примут в департаменте дорожного хозяйства, пока неизвестно. Остается надеяться, что за время споров между чиновниками природа не преподнесет жителям области неприятных сюрпризов.
В 2014 году в Ярославской области появились муниципальные дорожные фонды. Муниципальные образования получили возможность аккумулировать в своих бюджетах доходы, которые будут закреплены законодательно и иметь целевое назначение на финансирование именно дорожной деятельности. Из постоянных источников пополнения муниципальных дорожных фондов будут отчисления из областного бюджета в размере не менее 10% от налога на нефтепродукты и субсидии из областного бюджета. Дополнительные источники доходов муниципальных дорожных фондов должны изыскивать органы местного самоуправления.