Бензин сегодня является товаром первой необходимости и основным видом топлива для большинства транспортных средств. Поэтому естественно, что рост цен вызывает возмущение. Однако сегодня эксперты констатируют замедление темпов роста цен на топливо и утверждают, что на общероссийском уровне и в сравнении с инфляцией в целом прошедшая волна удорожаний пугать не должна.
По данным ФГУ «Российское энергетическое агентство», в большинстве регионов страны продолжается снижение темпов роста цен на бензины и дизельное топливо. Если в период с 29 июля по 4 августа был зафиксирован прирост стоимости автобензина на 1,4%, то с 5 по 11 августа цены на бензин в РФ выросли на 0,6%, а с 19 по 25 августа – на 0,2%.
Эксперты такому замедлению не удивляются: отгрузка топлива в регионы идет по плану, дефицита нет и не предвидится, удорожание бензина не опережает инфляцию, а местами даже отстает от нее. Одним словом, поводов для волнений нет, но и ждать, что в обозримом будущем произойдет снижение цен, не стоит. В Российском топливном союзе, в частности, не видят никаких предпосылок для снижения. Причины все те же: налоговая нагрузка на топливную отрасль каждый год растет, увеличение акцизов никто в ближайшие годы не отменит.
«Рост цен на бензин зависит от целого ряда факторов: сезонности, обстановки в стране и в мире, в данный момент есть еще один фактор: с 1 июля выросли акцизы на топливо, – рассказывает и. о. руководителя УФАС по Ярославской области Алексей Ширков. – Так, на бензин четвертого класса они увеличились примерно на 4,5%, на пятый класс – на 12%, на дизельное топливо – на 3,5%. Конечно, это повлекло за собой рост как оптовых, так и розничных цен на автомобильное топливо».
За три года акцизы на бензин выросли почти в 2,5 раза – с 3 992 до 9 750 рублей за тонну, а на дизельное топливо почти в 5 раз – с 1 188 до 5 860 рублей за тонну, что конечно значительно опережает и инфляцию, и рост цен. Также в цену бензина входит НДС – 18%, то есть для 92 бензина это около 4,5 руб. в расчете на литр. Доля прямых налогов (акциз + НДС) за тот же период в розничной цене бензина выросла с 28% до почти 40%.
Эксперты отрасли заявляют, что если бы сети АЗС сохранили долю налогов в цене на прежнем уровне, то 92 бензин стоил бы сейчас почти 50 рублей за литр. «Наша система налогообложения устроена так, чтобы изымать избытки прибыли у компаний в случае сверхдоходов, – заявил «РГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – Большого резона сильно задирать цены у компаний нет, они на этом особенно не разбогатеют. Поэтому даже такое повышение нефтяных котировок не обернется взлетом цен на бензин».
От региона к региону цены могут разниться под влиянием множества факторов – от близости к производителю до уровня социально-экономического развития. Ярославской области в плане удорожания бензина повезло больше, чем центральным регионам и Северо-Западу страны (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Брянская и другие области). Средняя потребительская цена на бензин в нашем регионе одна из самых низких в стране – по данным Росстата, область занимает третье место в августе.
Сравнительно низкая (по отношению к другим регионам) розничная цена объясняется в том числе близостью нефтеперерабатывающих заводов – например, ярославского «Славнефть-ЯНОС» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти»), который за первое полугодие 2013 г. переработал 7,2 млн тонн нефтяного сырья. При этом «Газпром нефть» не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объем производства на собственных НПЗ.
«Цены меняются темпами, близкими к темпам инфляции, – полагает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. – В этом смысле ситуация на рынке топлива является стабильной и способствует устойчивому росту экономики. Мы не ожидаем по году каких-либо существенных изменений, которые могли бы привести к значительному росту цен».
Итоги очередного заседания штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России показали, что ситуация с топливообеспечением остается стабильной, регионы обеспечены топливом в полном объеме. По данным ЦДУ ТЭК, за 27 дней августа производство бензина составило 2 млн 814 тыс. тонн, что на 2,1% больше согласованного плана производства. Отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок в августе – 2 млн 717 тыс. тонн. Производство дизельного топлива за 27 дней августа – 5 млн 502 тыс. тонн, что на 17,5% больше согласованного плана производства. На внутренний рынок отгружено 2 млн 872 тыс. тонн.