На трассах Ярославской области ежедневно проезжают десятки тысяч автомобилей, и плотность потока увеличивается с каждым годом. Региональными дорогами пользуются как множество местных жителей, так и огромное число транзитного транспорта. При этом обустроенность многих участков оставляет желать много лучшего, и в последнее время это часто становится причиной трагедий.
Почти ежедневно поступают сообщения о серьезных авариях на всех трассах – на «Холмогорах», рыбинской дороге, в Пошехонье, в Ярославле также часто случаются аварии с участием транзитных автомобилей. Из последних ДТП – по информации госавтоинспекции, вечером 7 октября на участке дороги, соединяющей улицу Калинина с трассой М-8 на подъезде к Костроме женщина за рулем автомобиля «Фольксваген» на неосвещенном участке дороги сбила пешехода, который переходил дорогу слева направо по ходу движения машины. Пострадавший мужчина госпитализирован в тяжелом состоянии. Кого можно винить в ДТП, когда вокруг кромешная темнота? Понятное дело, по закону женщина как владелец источника повышенной опасности оплатит лечение сбитого. Но это наказание – а каковы же организационные выводы?
Так уж повелось, что у каждой трассы в области своя специфика аварий. Скажем, по мнению ГИБДД, аварии на «Холмогорах» происходят сугубо из-за слишком быстрой езды по широким дорогам. А, например, на дороге Ярославль–Кострома причиной аварий зачастую является необустроенность трасс – по крайней мере, в этом уверены некоторые местные жители.
«Каждый день мы с мужем ездим по Костромской трассе, и чуть ли не через день на дорогах трупы – жертвы ДТП, – говорит жительница Ярославля Софья Духновская. – Что ни день, появляются новые венки на деревьях по обочине дороги. Я уже не говорю о перекрестке от проспекта Фрунзе и выезде на Костромскую трассу. Там аварии стали просто в порядке вещей. Нет освещения, нет светофора. Как нужно остановить это безобразие? Поставили там огромный крест. К чему? Может фонари и светофор были бы гораздо эффективнее?!»
Софья – мать троих детей. По ее словам, никто не застрахован попасть в такую же ситуацию, где могут пострадать невинные люди. Женщина опасается: по этой дороге ездят ее дети, муж и все их друзья.
Летом 2012 года Софья Духновская стала свидетельницей одной из самых страшных аварий на этом направлении. Это ДТП произошло 26 мая в 17:55 на мосту реки Великой на Костромском шоссе. Водитель «Тойоты-Рав4» выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с туристическим автобусом «Рено». В результате аварии водитель и два пассажира «Тойоты» скончались на месте, четверо пассажиров автобуса обратились за медпомощью.
«Видимо, ДТП случилось буквально перед нашим появлением, потому что образовалась пробка, – рассказывает Софья Духновская. – Не было ни полиции, ни скорой (не успели так быстро приехать). Столкновение произошло с пассажирским автобусом и черной иномаркой. В легковой машине находились три человека. Подушки не спасли. На капоте я увидела затылок человека и руку с обручальным кольцом. Люди из автобуса находились в шоковом состоянии. Кого-то приводили в чувства после случившегося».
С опасностями на коварной трассе должны бороться инспекторы ГИБДД, что они, в общем-то и делают. Помимо прочего, они проводят регулярные замеры освещенности на дорогах области – широкомасштабная проверка со специальными приборами и строгим контролем требований закона постоянно выявляет факты пренебрежения обязательствами по содержанию инфраструктуры.
«По фактам ненадлежащего содержания стационарного искусственного освещения на 272, 273 км трассы М-8 и на участке дороги, соединяющей улицу Калинина и М-8 на подъезде к городу Кострома, Управлением ГИБДД вынесены два определения о возбуждении дел, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ в отношении ООО «Дорожное управление» и ООО «Яргорэлектросеть», – сообщают в областной ГИБДД.
Но, как показывает многолетняя практика, решительных действий в этой сфере не наблюдается. Банальная неустроенность дорог продолжает являться причиной множества аварий. Информация о нарушениях направляется во все инстанции, но зачастую в реальности все остается по-прежнему. Меняется только ландшафт вдоль дорог – появляются новые венки и кресты.