На днях в Ярославской области прошло широкомасштабное исследование ГИБДД. Инспекторы проверяли работу систем уличного освещения – насколько она соответствует требованиям законодательства. Результат неутешителен – эксперты насчитали более тридцати нарушений по нормативам, а во многих местах света нет вовсе. Многие дороги продолжают оставаться во тьме, а ощутимого улучшения ситуации не наблюдается.
Исследование ГИБДД проходило почти целый месяц – с 20 августа по 24 сентября. Оно охватило все населенные пункты области. Согласно законодательным требованиям безопасности дорожного движения, на магистральных улицах общегородского значения величина средне-горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна составлять не менее двадцати люксов (лк). Для примера: уровень освещенности жилой комнаты составляет в среднем 50 лк, а в рабочем кабинете – от 320 лк.
Стандарты по освещенности городских улиц устанавливаются тремя документами:
ГОСТ Р 50597 от 93 года «Автомобильные дороги и улицы»; Правила дорожного движения, Строительные требования СП 42.133.30 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений»
В своей работе инспекторы используют специальные приборы – Люксметры. Это устройство преобразует световую энергию в электрических ток, потом измеряет его силу и выдает информацию на дисплее.
Результатом полицейской операции по обследованию освещенности стали многочисленные нарушения и предписания об их устранении. По словам государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД по ЯО Ивана Новикова, в первую очередь измерения проводились в местах наибольшей концентрации ДТП.
«В ходе операции были выявлены участки улично-дорожной сети, на которых стационарное искусственное освещение не отвечает нормативным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения, – рассказывает государственный инспектор дорожного надзора УГИБДД по ЯО Иван Новиков. – По фактам нарушений правил содержания наружного освещения к административной ответственности было привлечено 36 должностных и юридических лиц дорожных организаций, ответственных за организацию наружного освещения. Должностным лицам было выдано 26 предписаний на устранение недостатков, 18 информационных сообщений было направлено в органы местного самоуправления».
Как рассказал Иван Новиков, такие мероприятия проводятся ежеквартально. Но, несмотря на рапорты и предписания, ситуация не спешит меняться в лучшую сторону. Новиков отметил, что улучшения происходит в основном в части замены старых лампочек на новые.
«Частично наружное освещение приводится в соответствие с существующими нормативными требованиями, – говорит госинспектор. – Хотелось бы, чтобы темпы обустройства участков улично-дорожной сети увеличивались, но в целом работа ведется».
Уже который год наиболее проблемными продолжают оставаться участки Промышленного шоссе и Юго-западной окружной дороги в Ярославле. Несмотря на то, что по этим убитым дорогам вынуждено ездить огромное количество людей, освещения здесь попросту нет. И, по всей видимости, его появления не предполагается.
«Я вообще не понимаю, как такую ситуацию можно допускать, – говорит ярославский таксист Сергей Васильев. – Ведь это город, а не лес. Тут ходят люди, ездят машины, да еще и яма на яме. И ночью все это скрывается в темноте. Фары-то конечно, у машины есть, но ведь их света недостаточно, а дальний особо не повключаешь, иначе будешь слепить встречные машины. Сколько мы уже терпим – не сосчитать».
Получается, что в некоторых случаях необходимость исполнять требования законодательства почему-то отпадает. По всей видимости, у местных администраций далеко не всегда хватает возможностей для того, чтобы привести ситуацию в соответствие с законом.
«За организацию освещения отвечают подрядные организации, заключившие муниципальные контракты, – говорит Иван Новиков. – Если, несмотря на наши санкции, никаких действий не предпринимается, то мы информируем органы прокуратуры. В основном в прокуратуру направляется информация о непринятии мер по обустройству наружным освещением».