…то закончиться все может очень плохо. В 2012 году в Ярославской области только и слышно было о разных водителях и водительницах, которые превышали скорость и, не справившись с управлением, улетали в кювет, где умирали от полученных травм. Превышая скорость, люди зачастую не представляют, как нужно действовать в экстренной ситуации.
Из последнего – «Киа Рио», поздним вечером 14 сентября мчавшаяся по Промышленному шоссе. За рулем находился 53-летний мужчина, рядом сидел пассажир. Ехал, как обычно у нас ездят все, – быстро, больше сотни километров в час. Где-то по дороге, объезжая очередную яму, зацепился за обочину. Все произошло внезапно, машина на скорости опрокинулась в кювет. Врачи успели приехать только за пассажиром, водитель скончался на месте.
На дорогах Ярославля и области множество проблем и, накладываясь одна на другую, они дают ожидаемый и вместе с тем поразительный результат: уровень аварийности подскакивает вверх, а количество спасенных жизней – вниз. Среди причин сложившейся обстановки – обочины.
Часто разорванные глубокими выбоинами, еле видные в ярославской темноте, коварные обочины могут существенно испортить вечер любому водителю в области. Например, объезжая бесконечные ямы на Тутаевском шоссе, нужно помнить об обрывах, которыми знаменуется конец проезжей части. Далее следует песок или снежная каша зимой – оба варианта приводят к одному: правые колеса наталкиваются на большее сопротивление, чем левые. Машину затягивает на обочину, водитель в панике нажимает на тормоз, колеса блокируются, занос становится неуправляемым процессом. Мгновение, кульбит, и вы на крыше.
Чтобы такого не случилось, нужно внимательно следить за дорогой. Конечно, хорошо, если вы опытный ярославский водитель и знакомы с местным фарватером. Но если вы едете незнакомыми путями – помните про обочину. Узкие дороги центральной России зачастую оставляют мало вариантов: либо объезжать яму посреди полосы справа, либо слева, выскакивая на встречную полосу. Не будем рекомендовать выезд на встречку, скажем лишь, что прокатиться на скорости 140 километров в час правыми колесами по обочине – не самое лучшее решение. Мало того, что это может привести к вышеописанным проблемам, так там может кто-нибудь идти. Человек, например. Или лось. Заметить подобную помеху издалека ночью трудно, а внезапно оказавшийся в салоне лось – это совсем беда.
«На трассе, как правило, много ориентиров, – говорит автомобилист Александр Силаев. – Разметка, отбойники, столбики. Когда мы гоняли с другом в Самару, то встречали на тамошних дорогах светоотражатели. Ну вообще, если таких ориентиров нет, то можно смотреть по деревьям. Правда, не всегда их увидишь».
Инстинкты против физики
Нельзя не заметить, что специальная разметка есть далеко не везде, а света фар может не хватать. Но самое неприятное в том, что ориентиры в такой ситуации пропадают совсем. На загородной дороге не видно деревьев, куда-то исчезают столбы вдоль дороги, за пределами пучка фар нет ничего кроме всепоглощающей тьмы. Инстинкты подсказывают жаться влево к разделительной полосе, но и там пределов не видать.
В таком положении лучше всего не паниковать и помнить, что все-таки изначально дороги делались для людей, и внезапного поворота под девяносто градусов в лесу не будет. Так что сбрасывать скорость до 60-70 километров в час не стоит. Имеет смысл внимательно смотреть за знаками, умение «читать дорогу» на трассе только приветствуется. Знаки вроде «Опасный поворот» или «Изгиб дороги» сообщают реальную информацию.
Если же все ориентиры пропали и даже попутных машин нет, то нужно просто определить ширину проезжей части. Для этого можно аккуратно «порыскать» в пределах своей полосы – на мгновения фары высветят края, этого вполне хватит, чтобы запомнить границы. Аккуратность при таком маневре имеет решающее значение.
Если же вас все-таки зацепила обочина, и при этом скорость движения высока, то приготовьтесь сражаться с физикой. Колеса окажутся на разных покрытиях, вас потащит вправо. В зависимости от скорости движения у вас будет какое-то время, чтобы среагировать – буквально пара секунд.
За это время нужно быстро и осторожно повернуть руль влево, в противоположную от стороны заноса сторону. При этом понадобится хорошее чувство машины: если повернуть слишком сильно, то она потеряется, ее будет крутить по дороге как осенний лист на ветру – непредсказуемо и неподконтрольно. Чтобы быстро определить необходимый угол, поворачивайте так, чтобы передние колеса смотрели прямо по направлению дороги. Если обочина будет тянуть слишком сильно, то стоит довернуть еще левее.
В случае, когда вы влетели на обочину на высокой скорости, то не вздумайте пользоваться экстренным торможением. Даже если у вас АБС и колеса не заблокируются, вас может попросту раскрутить во все стороны из-за скорости и неровностей. Так что осторожно и четко управляйте педалью акселератора. Если до этого вы грамотно поработали с рулем, то выиграли немного времени. На машинах с передним приводом педаль газа нужно немного придавить, передние колеса утянут вас с опасной траектории. На заднем приводе по-другому. Здесь лучше осторожно сбросить скорость и дать задним колесам зацепиться за поверхность дороги.
В подобных ситуациях на передний план выходит хладнокровность водителя, его опыт и чувство машины. Запаниковав, можно подписать себе смертный приговор.