Высокий уровень аварийности на печально известной трассе «Холмогоры» традиционно связывают с превышением скорости. Движение здесь всегда интенсивное, качество полотна по большей части позволяет гонять, так что избежать регулярных столкновений крайне затруднительно.
Чтобы как-то контролировать соблюдение скоростного режима, инспекторы уже давно взяли на вооружение средства фото-и видеофиксации «Арена». А теперь на М-8 появились и стационарные комплексы, установленные в металлических ящиках высоко на столбах – чтобы защитить дорогое оборудование от вандалов.
Стационарные «Арены» пока установлены только в двух точках на М-8: один комплекс повесили под мостом около кафе «У семи мостов», другой – в поселке Семибратово. В дальнейшем такая практика получит более широкое распространение, обещают в ГИБДД. Правда, пока неизвестно, когда именно в область придет новая партия «Арен» – деньги на это выделяются из федерального бюджета.
На этом фоне весьма примечательным выглядит то обстоятельство, что в нашей области почему-то не принято информировать водителей о наличии на пути таких комплексов. Радары с приборами видеофиксации действуют незаметно, нарушитель узнает о штрафе лишь спустя несколько дней, когда обнаруживает в своей почте «письмо счастья». Спору нет, бюджет страны от этого только пополняется, но профилактикой ДТП такой подход назвать сложно.
Профилактика – это когда водитель видит информационную табличку о ведущейся на опасном участке автоматической фиксации нарушений и сбрасывает скорость до разрешенной. Конечно, можно назвать это лицемерием или еще каким-нибудь обидным словом, но факт остается фактом – скорость на участке снижается, ведь кому охота платить тысячи рублей за превышение.
«Эти таблички вешаются, когда приборы фиксации являются стационарными, – объясняет инспектор отдела пропаганды ГИБДД по Ярославской области Анна Шутова. – Сами понимаете, что комплексы эти очень дорогостоящие. На опыте других регионов, где камеры работают в стационарном режиме, стало ясно, что на дорогах происходит очень много актов вандализма. Аппаратуру расстреливают, кидают в них камнями, и они выходят из строя. Теряются миллионы рублей. Поэтому для таких небольших регионов, как наш, было принято решение делать упор на передвижные комплексы. А для них невозможно выставлять информационные щиты – места дислокации меняются постоянно».
Между тем в ГИБДД прекрасно понимают, что зачастую эффект от информационных табличек проявляется и в отсутствии «Арен». Как рассказала Анна Шутова, около трех лет назад на одном из перекрестков в Ярославле был проведен эксперимент. Пешеходы там нагло лезли под красный свет, автомобилисты также регулярно грешили этим. А вот после установки щита с надписью «Ведется видеофиксация нарушений» бардак мгновенно прекратился.
Судя по ежедневным сводкам, пользы от «Арен» на М-8 немного: машины как бились, так и продолжают биться. Получается так, что вместо обеспечения безопасности дорожного движения приборы фотофиксации просто наполняют государственный бюджет, реагируя на нарушения исключительно постфактум.
«Без информационных табличек все эти приборы являются своеобразным источником для государственной казны, – говорит автовладелец из Ярославля Денис. – В других регионах на каждом шагу висят предупреждения о видеосъемке, и скорость реально сбрасывают. Обидно, что у нас вместо обеспечения безопасности на дорогах ГИБДД концентрируется на взимании штрафов. Бюджет страны должны наполнять налоги, а не штрафы исподтишка».