У хетчбэков есть все шансы победить в этом споре. «Автостат» подсчитал, что они довольно быстро догоняют седаны и наступают им на пятки вместе с внедорожниками. Сегодня хетчи занимают в России третье место по популярности, чуть уступая классу SUV. И, если учесть, что лет пять назад седаны составляли половину рынка, а сейчас немногим больше 35%, атакующие откусили большой кусок пирога. Но сила седанов, считают эксперты, кроется не только в их конструктивных особенностях, но и хорошей представленности в сегменте бюджетных автомобилей.
Седан или хетчбэк – спор вечный, как о курице и яйце. У многих любовь к седанам на генном уровне: на такой машине ездил мой дед, и я буду – просто потому что привык к большой корме. Но с развитием предложения на рынке появились экспериментаторы, которые попробовали универсальный хетч и поняли, что на седанах свет не сошелся клином.
Многие считают седаны более практичными и универсальными – больше полезного пространства. Есть мнение, что они более презентабельны, солидны – не зря именно седаны лидируют среди больших легковушек. Но приверженцам классики возражают обладатели хетчей: в городе на таком автомобиле удобнее, он компактнее, лучше ощущаются габариты, а багажник можно увеличить, сложив задний ряд кресел. Что еще удобнее, ведь в такой отсек влезут и длинномеры, и габаритный груз, который седану может только сниться.
Кстати, всплеск интереса к европейскому кузову пришелся как раз на 2007-2008 годы, когда АВТОВАЗ стал выпускать «Калины» и «Приоры»-хетчбэки. То есть народная марка предложила более или менее доступный вариант, и машины заколесили по стране. Сейчас эта модификация популярна в сегментах B и C – там предложение самое широкое. Между прочим, у некоторые европейских моделей ввиду специфики Старого Света в этих сегментах вообще нет седанов. Например, у Citroen, где в этом кузове исполнен только бизнес-класс. И на общей волне у французской марки появится седан С4, «изданный» специально для России, но только в следующем году.
Несмотря на разгулявшихся соперников, седаны держат оборону. Они по-прежнему в лидерах. 36,2% – такова доля рынка этих автомобилей. Только за полгода продано почти 500 тысяч седанов, а хетчбэков порядка 330 тысяч и занимают они почти четверть рынка.
«Сейчас все больше становится хетчбэков. Удивительно, но по продажам Lada их соотношение с седанами примерно равное. Но в целом по рынку седаны остаются в лидерах. Все-таки многие бюджетные варианты выпускают именно в традиционном для России кузове. Соответственно, седаны лидируют в массовых продажах. Показателен Renault Logan. Этой модели уже лет семь, но машину берут, не оглядываясь на время, – говорит автоэксперт Александр Рулевский. – Да, иностранные производители выпускают специально для России именно седаны – в свое время Opel из «Астры» сделал седан, не говоря о новинках последних лет. Это вообще характерно для развивающихся автомобильных рынков. Но есть и обратная сторона. Корейцы, например, предлагают и хетчбэки – Rio и Solaris. Выпускаются модели, для которых вообще не предусмотрен седан. Или он существует, но в более высоких классах. Сейчас проще стали относиться к машинам, и многие не рассматривают ее как нечто универсальное, на все случаи жизни. Не берут ее на века: купил седан, не понравился – через три года заменил на хетчбэк или наоборот. Тем более, у многих семей сейчас по два автомобиля: каждый под свои задачи. В таких условиях у хетчбэков стало больше шансов набирать обороты. Седаны еще долго будут пользоваться повышенным спросом, но хорошие перспективы и у легких внедорожников, где опять же законодателем мод может выступить Renault c «Дастером». Он вписывается в российскую специфику, у него интересный ценник. Сейчас некоторые смотрят на эту модель с иронией, но, судя, по опыту «Логана», «чутью» Renault можно доверять».
Действительно, в стане бюджетников седанов больше, и все они на первых строках рейтинга продаж. По подсчетам «Автостата», за последние полгода среди недорогих седанов самой востребованной стала Granta.
«Согласен, седаны – это самый популярный сегмент. И тому есть подтверждение: продажи в первом полугодии составили 36,2%. Считаю, это связано с тем, что они более доступны для покупателя и удобны для повседневной езды. Однако хорошими темпами кроссоверы и внедорожники набирают обороты – мы можем судить об этом и по своему бренду SsangYong. Ожидаем, что в течение нескольких лет этот прирост станет более масштабным. Несмотря на преимущества сегмента, самым популярным по прежнему останется С-класс», – говорит представитель компании Fiat Евгений Мучкин.
«Седаны очень удобны, практичны и выгодно смотрятся. Багажник изолирован от салона, что обеспечивает тишину и отсутствие посторонних запахов того, что перевозится в багажнике. В свою очередь, багажник седана не нагревается печкой, поэтому идёт экономия топлива на прогрев салона. Багажник седана зачастую обеспечивает лучшую развесовку. За счёт аэродинамики заднее стекло седанов марается меньше, – отмечает плюсы автоэксперт Евгений Вецель. – Спрос рождает предложение – не зря иностранные производители специально для России создают новые модели седанов».
Вслед за хетчбэками идут универсалы. Довольно интересные, но спорные вариации. Сейчас половину продаж им делает Lada, и масло в огонь начинает подливать новый Largus. Среди иномарок универсалы так и остаются малой нишей.
Особенности кузова определяют судьбу еще одного класса автомобилей – пикапов. Если в США и Великобритании они пользуются огромной популярностью, в России они занимают менее 1% рынка. Среди них наиболее востребованы Mitsubishi L200, VW Amarok, Toyota Hilux, Ssang Yong Actyon Sport, отечественные «УАЗ Patriot». Пока этот класс недооценен по сравнению с теми же бортовыми «газелями», на которых ГАЗ делает неплохие деньги – к примеру, такие модификации пользовались самым большим спросом по программе утилизации. А вообще, насчет пикапов в нашей стране много предубеждений – воспринимать их как машину на каждый день отважились немногие.
Несмотря на незначительный спрос, будущее у пикапов в России есть. Конечно, успеха, как в Америке, у них не будет. Но когда больше людей переедут за город или в таунхаусы, будут иметь собственное хозяйство, дачи, тогда пикапы найдут своих потребителей. Скорее всего, они займут место второго автомобиля в семье как чисто утилитарная машина. Сейчас некоторые делают выбор в пользу пикапов, а не внедорожников, поскольку они сравнимы по проходимости, кузов удобнее для охоты и рыбалки, с ними можно выделиться на дороге, цена на пикапы ниже. В основном, этот выбор происходит в рамках одной марки: вроде покупаешь большой автомобиль известного бренда, но подешевле. Других, напротив, смущает неудобство парковки в городе или «воздух в багажнике». Время пикапов еще придет: не зря производители оценивают Россию как рынок, готовый воспринять эти модели, и делают новые предложения.
В целом автомобильный спрос в России не отличается от зарубежного своими корнями: он зависит от благосостояния, потребностей автомобилистов, культурных, географических и экономических особенностей страны, в конце концов, автомобильной истории. У нас доминируют практичные седаны с внедорожниками, в Турции – вместительные мини-вэны и грузопассажирские фургоны, в центральной Европе – универсалы и хетчбэки, в Таиланде и США – пикапы, на Мальте и в Европейских мегаполисах – миниатюрные хетчи. А за что голосуете вы?
Рейтинг популярности типа автомобильных кузовов, продажи за первое полугодие 2012 года