Современные родители задумываются о будущей профессии своего ребенка чуть ли не с первых классов. Какие они – профессии будущего? Как полюбить естественные науки, где в Ярославле поучаствовать в гонках роботов и как выбрать подходящее образование, читайте в беседе с ректором ЯрГУ имени Демидова Алесандром Русаковым.
– Гонки роботов, 3D-принтеры, оптические иллюзии, игры и интерактивы... Насколько успешным был Фестиваль науки в этом году?
– Это уже четвертый фестиваль, каждый из предыдущих отличался от другого. Мы стремились найти новые идеи и формы. В этом году основная привлекательная часть фестиваля была рассчитана на то, чтобы школьники были не только зрителями, но и настоящими участниками фестиваля. В рамках фестиваля у нас состоялся первый кубок Ярославля по киберспорту, где в качестве главного арбитра и организатора участвовал президент федерации киберспорта. Интерактивные игры и шоу, особенно касающиеся аддитивных технологий – 3D принтеры, а также роботехника – это то, что привлекло школьников на фестиваль. И, несмотря на неблагоприятную погоду (был гололед), а кто-то не смог приехать по объективным причинам - два дня дворец культуры имени Добрынина был практически полностью оккупирован молодым поколением, страждущим потрогать и опробовать всё на себе. Мне кажется, это удачная находка. С коллегами из Правительства Ярославской области мы успели обсудить, что будем расширять именно этот формат. И, возможно, уже в следующем году нам удастся выйти на большую площадку и создать большее количество самых разных научных "аттракционов".
Почему мы занимаемся этим? Это не коммерческий проект. Просто мы считаем, что надо ориентировать школьников с раннего возраста на их будущее. Мы хотим спрогнозировать на 2035 год, предвидеть, что будет востребовано тогда. Хотя любые прогнозы - и в спорте, и в науке – дело тонкое. Мы хотели бы, чтобы школьники увлеклись математикой, физикой, химией и биологией – тем фундаментом, на котором потом можно построить любую технологию. Любая технология, в том числе 3D-принтинг, - это, в первую очередь, фундаментальная наука, во вторую очередь - технологическое воплощение. На этапе, когда человек совсем молодой, он должен играть и через эту игру приобщаться к дальнейшему своему профессиональному росту. Идея фестиваля в этом и состоит.
Один из акцентов фестиваля – это информационные технологии во всех их проявлениях. У нас страна очень большая, поэтому коммуникация на больших расстояниях для нас является базовой технологией ровно так же, как и все виды дистанционного образования.
– Можно ли говорить, что за интерактивным форматом в образовании – будущее? Ведь уже давно студенты перестали зазубривать параграфы учебников.
– Никто не отменял "зубрение", оно просто переходит в другие формы. Я всегда готов подчеркивать эту мысль – нельзя стать художником, не будучи сначала ремесленником. Очень немногим людям удается пройти через это. Увлеченность, новые формы познания, что сейчас применяются в студенческой аудитории, – это данность современного поколения. Кто-то готов взять книгу или чужой конспект, а лучше свой, кто-то не готов читать конспекты, но будет получать знания через интерактивную среду. В любом случае, любое познание – это тяжелая работа, независимо от ее формы. Я интересовался у политолоов и социологов из университета в Рима: какой объем чтения должен быть проработан студентами на втором-третьем курсе. Мнение одно:студент без 200-250 страниц текста, прочитанных аналитическим образом по своей теме, это не студент. То есть необходимый объем информации, который надо быстро и профессионально разложить по полочкам, часть запомнить, часть забыть , вы должны получить. Это не вопрос увлечений, это вопрос профессионального роста.
– Какие специальности сегодня самые популярные, а какие, на ваш взгляд, недооценены?
– Есть модные специальности и связанная с этой модой популярность. А есть те специальности, которые по какому-то стечению обстоятельств считаются недостаточно перспективными, причем, не только школьниками, которые в 17 лет и вряд ли могут просчитать перспективы. Опять же, есть фантастические исключения среди ребят, которые с пятых классов побеждают в Олимпиадах. Они мотивированы порой больше, чем преподаватели. Среди недооцененных специальностей, на мой взгляд, та же юриспруденция, хотя она очень популярна. Но количество качественных юристов из тех, что выпускает индустрия образования, очень невелико. Такая же ситуация с экономистами: если взглянуть на экономические публикации, можно убедиться, что количество наших ученых, публикации которых признаны на мировом уровне, могло бы быть гораздо больше.
Самое популярное и перспективное на сегодняшний день направление – это математика и то, что с ней связано: информационные технологии, робототехника и все, основанное на точных науках и на естественно-научном цикле. Вместе с тем мы видим, как связаны все науки, как невозможно быть специалистом, скажем, по биотехнологии, если вы не знаете математической статистики. Ровно как и в экономике. И инженерные знания на этом базируются. Степень переучивания потом при смене специальности и даже иногда отрасли работы для тех, кто имеет хороший фундамент – она гораздо меньше. Это хороший вектор профессионального карьерного роста. Любая точная наука или естественнонаучный цикл – перспективны. При этом, нельзя говорить, что гуманитарные знания не нужны. Профессионал в любом цикле современной дисциплины востребован. Времена, когда мы могли сказать: это требуется, а это нет – прошли. Любой профессионал востребован.
Другой вопрос, что нужно правильно оценивать свои способности. Можно долго заниматься математикой и пытаться стать хорошим математиком, и, возможно, когда-нибудь все-таки стать средним математиком, при этом имея блестящие гуманитарные способности. Примеров исторических много.
Прогноз рынка по профессиям через 10-15 лет известен только Агентству стратегических инициатив. При этом, их оценка по 50 принципиально новым профессиям никак не следует из набора специальностей, которые реализуются в сегодняшних вузах. Мы проводили анализ на базе Ярославского технического университета и Демидовского унивеситета по тому, какие специальности интересны студентам из тех, что преподаются сейчас и тех, каких еще у нас нет. Мы видим целый блок направлений, который пока в Ярославле не то чтобы не востребован, но он не готов к преподаванию на университетском уровне. Та же робототехника, например, в ее прямом виде. Есть ряд направлений, связанных с информационными технологиями, который мы пока не весь охватываем. Сейчас мы начали серьезно заниматься технологиями "Big Data" и "Data Mining". Есть области программирования, по которым мы пока не готовы выпускать специалистов. Сейчас мы активно пытаемся понять, что потребуется входящему и уже существующему фарм-кластеру и IT-технологиям. Есть одно из направлений в комплексной гуманитарной сфере, которое не реализовано в полной мере в Ярославле – это все, что связано с современной урбанистикой и развитием городов. Это целый комплекс направлений: и логистика, и дороги, градостроительство, история, социология, экономика и чего только там нет. Это то, без чего планировать на научной основе развитие города невозможно.
– Поговорим о статистике. Современная молодежь хочет работать и зарабатывать. Как это проявляется в соотношении очников и заочников?
– Я могу привести пример. Большие заочные отделения существуют в педагогическом и техническом университетах Ярославля. У нас их в два-три раза меньше. Правда если человек учится на заочном, это не всегда означает, что он работает. Возможно, просто не получилось поступить на очное. Хочу сказать, что и очникам не запрещено работать. До 25-30% наших студентов очного обучения работают. В информационных технологиях иногда и больший процент наших студентов уже с третьего курса работает, а иногда даже забывают, где они учатся. Это и хорошо, и плохо. Плохо, если они работают в Макдоналдсе, занимаясь теоретической физикой. Хорошо, если они работают в научных проектах, в малых инновационных предприятиях, в больших предприятиях, где их труд востребован, несмотря даже на отстутствие у них пока еще достаточной квалификации. К сожалению, сегодня мы не живем богаче, чем раньше. Поэтому для многих студентов такой расклад - не вопрос зарабатывания денег на развлечения, а вопрос зарабатывания на обучение. Это общая тенденция в мире - и для российского студенчества, и для обучающихся в европейских или американских университетах. Я надеюсь, что меры, которые предприняты по стипендиям, позволяют студентам действительно «жить на стипендию». Я имею ввиду повышенные государственные стипендии, губернаторские стипендии, которые у нас получают около 100 человек, стипендии «Р-Фарма», «Тензора» и другие. Получение этих стипендий подразумевает хорошую учебу, участие в научных исследованиях и общественной жизни университета. Идеальный вариант, конечно, что студент только учится, - и в этом его работа.