На границах России с соседними государствами — очереди. Россияне отчаянно пытаются покинуть страну после объявления президентом частичной мобилизации, запасников призывают для участия в боевых действиях на Украине.
В пробке на границе с Грузией оказались жители Ярославля. Мы связались с теми, кто покидает Россию прямо сейчас, а также поговорили с ярославцами, переехавшими в Грузию еще раньше. Как принимает россиян эта страна?
Павел (имя изменено. — Прим. ред.) экстренно уехал из Ярославля на днях. 26 сентября он около 10 часов стоит в пробке недалеко от границ с Северной Осетией на момент разговора с нами.
— Мы стоим в пробке в 13 км от границы. Почти не движемся. Связь пропадает, горы закрывают вышки. Бывалые прогнозируют общее время в пробке в районе 24 часов. 5 часов на КПП в северную Осетию. 4 часа во Владикавказе. И уже 12 часов на границе. Кое-где повезло, могли и больше простоять. Уехал, потому что решил начать новую жизнь. Давно хотел переехать в Грузию. Выехал я из Ярославля в пятницу в 7 вечера. Накануне удалось поспать всего 4 часа. Москву проскочил быстро. Примерно в полночь проехал Домодедово — и тут начался ливень. Дождь шел следующие 400 км. В 6 утра я обессилевший уже был в Воронеже, чтобы забрать попутчика, и он меня сменил. К 10 утра по Москве мы еще были в пробке, и машина сломалась, — рассказал Павел 76.RU.
Ирина (имя изменено. — Прим. ред.) вынуждена уехать из России из-за возможной мобилизации мужа. Она рассказала об обстановке на границе.
— Сейчас муж час не выходил на связь, поехал в Казахстан. Там Северная Осетия не пускает за 100 км от Владикавказа. 2 или 3 поста нужно ждать. И потом еще от Владикавказа 14 км до границы стоят как обычно, 2,5 (суток). Там реально только брать местное такси и потом пешком переходить границу, подсаживаться в машину. Я могу сказать только, что туда сейчас лучше не ехать. Не успеете до закрытия границ. Просто безумие, — поделилась Ирина.
По данным Ярославльстата с января по июль 2022 года миграционная убыль населения Ярославской области увеличилась в 4 раза. Из региона выехало 17 244 человека. А приехало — чуть больше 15 тысяч. 38,5% среди уехавших из Ярославской области направились в Грузию.
«Чего вам в России плохо?»
Еще одна героиня Полина Соловьева переехала в Грузию полгода назад из-за происходящей ситуации в мире. Она говорит, что некоторые грузины токсично относятся к наплыву русских. По ее мнению, некоторые россияне приезжают в чужую страну со своими порядками.
— К тому моменту, когда я обосновалась в Грузии, обстановка была нормальная. Конечно, какие-то русские были хабалистыми и неуважительно относились к стране и ее местным жителям. Они приезжали со своей «политикой», поэтому нарывались на негатив. Тогда в целом была напряженная обстановка. Тем не менее всё нейтрально и дружелюбно. Кроме того, сложно искать квартиру, но это нормально, потому что была большая волна миграции, — поделилась Ярославна. — После 24 февраля приехало много русских, сейчас началась вторая волна миграции. Грузины довольно токсично к этому относились. Они имеют на это право. У Грузии есть своя история и ситуация 2008 года.
Александра Макарова, подобно Полине, переехала в Грузию не так давно. Ее восприятие чужой страны отличается. По ее мнению, грузины очень отзывчивые и гостеприимные люди.
— Переехала в марте 2021 года, когда в Грузии стали постепенно снимать ковидные ограничения и открыли границы. Причин несколько. Я очень люблю эту страну и неоднократно путешествовала сюда ранее как турист. После февральских митингов в поддержку политзаключенных я впервые почувствовала себя небезопасно в собственной стране. Долго думать не стала, решение приняла интуитивно и еще ни разу об этом не пожалела. Надо понимать, что такое грузинское гостеприимство. Это очень отзывчивые и открытые люди, всегда готовые прийти на помощь.
«После ковида местные были очень рады туристам, у тех, кто переезжает, правда, спрашивали: "А чего вам в России плохо? Вроде зарплаты хорошие"»
Многие здесь живут достаточно бедно, отголоски нескольких конфликтов оставили сильный след на экономике. Многие приезжие стали пренебрегать этим самым грузинским гостеприимством. Некоторые называющие себя «беженцами» искренне удивлялись тому, что часть грузин — в основном до 30 лет — говорит только по-грузински или по-английски. Плюс есть огромное количество людей, не понимающих геополитических отношений между Грузией и Россией. Я имею в виду вопрос с Абхазией, — рассказала Александра.
Мария Асанкина уехала из Ярославля в Грузию 16 марта 2022, потому что в мире начали происходить страшные для нее вещи. Об эмиграции думала уже несколько лет до начала военной спецоперации России на территории Украины. Начало военных действий стало для нее катализатором переезда.
— Оставаться в России для меня невозможно, слишком опасно для здоровья, психики, будущего. Когда я переехала, злости или недовольства к себе не испытала. Скорее наоборот — местные, как только слышали, что говорю на русском, спрашивали, откуда я. После моего ответа следовали горькие слова о том, что же власти натворили, когда ситуация в мире кончится.
«Произошло засилье русскоговорящих»
Мария помнит, что после 24 февраля среди местных были волны недовольства. Тем не менее Ярославна столкнулась только с негативом в интернете. По ее словам, лично на улице никто не подойдет и не оскорбит.
— Произошло засилье русскоговорящих, реакция была стремительная и ожидаемая — взлетели цены на жилье, некоторые заведения перестали пускать с российским паспортом, в некоторых просили заполнить анкету с признанием Путина военным преступником. После 2–3 месяцев это прошло. Но сейчас будет новая волна эмигрантов, так что ожидаем снова подъема цен, недоверия, нежелания идти на компромиссы. В Верхний Ларс 26 сентября прибыли военные России, чтобы забрать бегущих мужчин. Что думают грузины, не знаю, а вот россияне в панике.
Цены на жилье. Нам удалось в августе найти квартиру в центре за 400 $. Это большая удача. После этого рынок недвижимости не проверяла, но думаю, с новой волной приезжих будет повторение марта. Цены на продукты, мне кажется, приблизительно, как в Москве. Есть рынки — там покупать дешевле всего. Выбор есть, это главное. Рестораны/кофейни тоже разнятся, в среднем по Тбилиси чашка капучино — 6–9 лари, — рассказала Мария Асанкина.
1 грузинский лари — примерно 20 российских рублей.