С 1 сентября вступил в силу новый закон о такси. Поменялось практически всё: требования к таксистам, агрегаторам и местным властям, стоимость страховки. И главное — цены.
Мы собрали всю информацию об изменениях в одном материале.
- Работать как раньше нельзя
- Кому можно работать в такси
- ОСАГО — в 12 раз дороже
- Что говорят агрегаторы
- Уже придумали схему обхода
Работать как раньше нельзя
До 1 сентября большая часть рынка такси в России была занята агрегаторами — онлайн-сервисами по заказу такси, к которому присоединяются водители через приложение на смартфоне. Долгое время всё, что требовалось от водителя, — иметь автомобиль и телефон с доступом в интернет.
После вступления закона в силу агрегаторам надо организовать региональное представительство, если компания выводит на работу более 4000 автомобилей в сутки, а также создать реестр перевозчиков, в который каждая служба заказа должна будет внести всех таксистов, работающих на нее.
Закон обязал агрегаторы такси брать большую ответственность за своих водителей. Теперь служба заказа будет нести субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком, отслеживать, соответствует ли водитель законным требованиям и добросовестно ли он выполняет свою работу. Если агрегатор больше 10 раз передаст заказ водителю, который не имеет права работать, то компании запретят работать.
Кому можно работать в такси
Требования к водителям:
иметь право на управление автомобилями категории B в течение 3 и более лет;
не иметь медицинских противопоказаний или ограничений;
заключить трудовой договор, стать самозанятым или оформить ИП;
пройти аттестацию — экзамен на знание расположения объектов транспортной инфраструктуры, памятников истории и культуры, больниц и поликлиник, школ и детсадов, стадионов и спортшкол, зданий администрации, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Кого не допустят к управлению легковым такси:
лишен водительских прав;
подвергался аресту за нарушение ПДД более одного раза за год;
имеет неснятую или непогашенную судимость за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой, похищение и прочее;
у кого более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
Но это еще не всё, есть и другие требования к водителям, некоторые эксперты назвали невыполнимыми и избыточными.
ОСАГО — в 12 раз дороже
Еще одно изменение — специальное ОСАГО для такси. Оно, кстати, будет стоить в 5–12 раз дороже, чем для обычного водителя.
Кроме того, в регионах должны появиться реестры перевозчиков, таксистов и самих автомобилей, причем не просто в бумажном или электронном варианте, а в виде информационного ресурса.
Что говорят агрегаторы
Мы обратились в службу «Яндекс Go», чтобы выяснить, связан ли рост цен на такси в первые дни сентября с новым законом.
— Стоимость поездки зависит не только от цены километра или минуты. В периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент. Это временная и вынужденная мера, чтобы привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены, — объяснили в компании.
По данным сервиса, помимо обычных факторов, из-за которых увеличивается цена, есть и новый закон о такси.
— Во-первых, это драматический рост цен на автомобили и их обслуживание. Во-вторых, нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы. В-третьих, возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: по нашим данным, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям, — рассказали в «Яндекс Go».
Уже придумали схему обхода
Таксисты уже придумали схему обхода требований нового закона. В частности, сервис «Максим» разделил свои услуги на непосредственно такси и аренду автомобиля с водителем. В приложении уже появились отдельные вкладки — «Такси» и «Легковые».
В случае выбора услуги аренды автомобиля с водителем договор будет заключаться автоматически — достаточно ввести в приложении свои имя, фамилию и отчество. В такси говорят, что по легковым тарифам можно уехать дешевле и быстрее.
— Если вы живете в Кургане, Туле, Владивостоке, Иркутске, Ангарске, Чите, Ярославле или Тюмени — изменения вам уже доступны, — сообщили в пресс-службе «Максима». — Да, понимаем, что непривычно и менее удобно. Но мы делаем всё, чтобы вы, как и прежде, могли пользоваться доступным сервисом заказа такси, — объяснили в компании.