1 апреля в Ярославле стартует новая транспортная реформа. За пару дней до глобальных изменений в городе творится транспортный хаос. Его участником вынужденно стала заместитель редактора 76.RU Полина Зайцева. Свои впечатления она описала в колонке, дальше — от первого лица.
Вдруг осознала: ярославский транспорт портит настроение. Даже если ты выспался и вышел пораньше. Даже если день на работе был потрясающий. Столкнулся с транспортом — всё, никакого настроения. Финита!
Знание снизошло пару дней назад, аккурат посреди Октябрьской площади. Знаете этот весенний колорит в Ярославле: грязный снег местами не дотаял, у бордюра уже образовались глубокие лужи. Одна остановка покосилась — лавку кто-то проломил еще в начале зимы. На соседней — краснолицый бомж видит сны, а тротуар под ним — сплошная пепельница.
Если Эрнеста Хемингуэя попросили бы написать самый печальный рассказ, он был бы посвящен Ярославлю в марте. Ну вы поняли.
Так вот, вернемся к транспорту. Стоя на остановке во всей этой весенней сказке, можно сразу определить людей, ожидающих 13-й автобус: они смурные, словно уже познали эту жизнь.
Обычно шутят, что в мире есть только два типа людей. Относительно пассажиров, что стоят на Октябрьской площади, я бы выделила «беззаботных», кто ездит на 99С, и пассажиров 13-го автобуса, ненавидящих мир. Я, если что, отношусь ко второму.
Спустя 20 минут ожидания и пять автобусов 99С кажется, что заветный ПАЗ 13-го маршрута приедет совсем скоро. Через 25 минут состав людей на остановке полностью меняется и появляется ощущение, что ты уедешь следующим. Через 35 минут зарождаются подозрения (на этом этапе некоторые люди со смурными лицами отчаиваются и уходят с остановки).
Примерно на 45-й минуте ожидания мои мысленные рассуждения прервал мужчина лет сорока. Он встал вплотную и начал говорить. Наушники и мое недовольное лицо его не смутили.
— Чего? — бросила я. Грубо, как и подобает пассажирам неприехавшего 13-го автобуса.
— Что делаете? Как дела? — заинтересованно спросил тот.
Порыв пожаловаться прохожему на работу ярославского транспорта заглушило наличие в его руке религиозной литературы. Подумалось: так вот как люди вступают в секты! От безысходности, стоя на остановке. Может, и подошедший ко мне адепт когда-то просто не дождался своего 13-го...
Примерно через 55 минут ярость отступает. Приходит смирение и осознание, что следующую ночь можно провести на соседней от бомжа лавке. А что? Зато следующим утром не нужно проходить повторную экзекуцию ожиданием 13-го автобуса.
Время пребывания на остановке переваливает за час. «Зима ночь близко», — сказали бы персонажи «Игры престолов», живи они в Ярославле. Когда на это стало плевать, за поворотом появился он — 13-й! Накатывает эдакий транспортный катарсис. Вот только ПАЗ — ржавый, но вожделенный, — проносится мимо. Боль.
Еще через 10 минут к остановке кряхтя и скрипя приезжает забитый людьми 13-й. В этот момент проносится мысль: «А этого ли я ждал час?», «Куда катится моя жизнь?» Залезаешь в ПАЗ, внутри воняет гарью и потом. Протискиваясь оплатить билет, вновь вошедшие толкаются, а парочка пассажиров традиционно релаксируют на сиденьях с пивом. Ну прямо эстеты на променаде.
От остановки к остановке в дребезжащий ПАЗ набиваются люди. По вечерам в городе скапливается много угрюмых пассажиров 13-го автобуса. Очевидно, транспорт портит им настроение. И так каждый день.
С 1 апреля в Ярославле опять проведут транспортную реформу: новые автобусы, расписание, обещают автобусный рай на земле. Кстати, 13-й в своем современном обличии появился аккурат после предыдущей реформы. Остается надеяться, что эти два факта — просто совпадение.
А вот еще одно совпадение: компания «ПитерАвто», которая до апреля возит людей в ПАЗах № 13, после реформы будет возить ярославцев по 40 другим маршрутам. За следующие семь лет перевозчик заработает в Ярославле 14 миллиардов рублей.
Про большие деньги говорят, что они не бывают грязными. Пожалуй. Но грустными бывают. На себе испытала.
А вам транспорт портит настроение?