В Ярославле разыграли первый контракт по пассажирским перевозкам на новых условиях. Речь идет о маршруте автобуса № 176 Ярославль-Главный — Щедрино, за который власти будут рассчитываться по километражу, это называется брутто-контракт. Иными словами, сначала перевозчик месяц работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику. А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров.
— Работать на маршруте будет «Первая пассажирская компания» из Санкт-Петербурга (фирма известна в Ярославле под названием «ПитерАвто». — Прим. ред.), — сообщили в Департаменте транспорта Ярославской области.
«ПитерАвто» («Первая пассажирская компания») — фирма из Санкт-Петербурга, работающая как в Северной столице, так и в других регионах: Москве, Ленинградской области, Петрозаводске, Волгограде, Чебоксарах и Сочи. Владельцем компании значится Леонид Бонаденко, который также является учредителем нескольких транспортных компаний и автобусных парков в разных городах России, а также, по данным сервиса «Контур.Фокус», является одним из конечных владельцев предприятия «Волгабас» (VOLGABUS Limited Liability Company), которое находится в городе Волжский Волгоградской области и занимается производством автобусов и троллейбусов.
Контракт заключен менее чем на четыре месяца — до середины октября. Власти готовы потратить на работу перевозчика за это время почти 19,34 миллиона рублей из регионального бюджета. То есть если компания «ПитерАвто» выполнит план на 100%, то заберет эти деньги. А уж сколько заработает на билетах — 15 или 100 миллионов, — столько в итоге и пойдет в доход казны.
— Пока непонятно, как будет налажена система, — рассказал источник 76.RU из транспортной сферы Ярославля. — Но за время работы в Ярославле компания «ПитерАвто» уже успела прославиться своей работой «мимо кассы». Неоднократно фиксировались случаи, когда водители не выдавали билеты или просили перевести пассажиров деньги через онлайн-банк.
Официально 176-й автобус считается пригородным и не входит в структуру городской пассажирской сети. Но по факту почти весь его маршрут проходит по Ярославлю — от вокзала Ярославль-Главный по улице Свободы и Московскому проспекту до выезда из города с конечной остановкой в поселке Щедрино.
Компания «ПитерАвто» пришла в Ярославль после приезда в регион врио губернатора Михаила Евраева. Их появление тогда презентовали как спасение от коллапсов, которые начались после внедрения новой транспортной схемы. Но компания быстро получила скандальную славу — претензии к ее работе посыпались от горожан со всех сторон.
Сейчас же требования у заказчика довольно жесткие: автобусы должны быть среднего класса вместимости и обязательно новыми — не старше одного года; их экологический класс не может быть ниже пятого; тип кузова — обязательно низкопольный или полунизкопольный; вместимость пассажиров с учетом инвалида-колясочника — не менее 49 мест; количество рабочих дверей — не менее двух. В автобусах также должны быть сенсорные экраны для пассажиров, валидаторы для бесконтактной оплаты проезда, семь видеокамер, инфракрасные датчики и так далее. В контракте автобусы для маршрута № 176 описаны конкретно: указаны даже длина, мощность двигателя и кондиционера.
— У холдинга «ПитерАвто» сейчас большие планы на экспансию: например, заход на рынок в 24 новых города на ближайшие пять лет, — рассказал главный редактор портала TransportSpb.Com Владислав Булгаков. — Кроме того, компания владеет 25% доли производителя автобусов «Волгабас», который сейчас поставляет в петербургские филиалы холдинга тысячи новых машин, в том числе и сделанные по специальному заказу перевозчика. Как только завершится питерский заказ, у завода, а соответственно, и у «ПитерАвто» возникает логичный вопрос, а чем же загрузить предприятие. И вот как раз будущая транспортная реформа, которую хотят организовывать власти Ярославской области, — это то, что нужно этим игрокам. Участие в экспериментальном маршруте — это своего рода негласный ключ к успеху, чтобы заполучить как можно больше новых контрактов на долгие годы.
«Возможно, лучше было бы объединить маршрут № 176 с городским маршрутом № 76 в один, что повысило бы эффективность работы»
Под описанные в контракте характеристики подходят модели автобусов типа МАЗ-206, ЛиАЗ 429260, но уже точно не ПАЗы.
Власти говорят, что это только пилотный маршрут и, мол, дальше комфортных автобусов станет больше. Именно 176-й, по словам чиновников, был выбран с точки зрения оптимального пути следования автобуса по городской и пригородной частям Ярославля. Согласно условиям аукциона, перевозчик должен обеспечить работу семи автобусов, а также не менее одного резервного.
Напомним, на прошлой неделе врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев внес законопроект о передаче управления городским транспортом на региональный уровень. Всё это подается под соусом того, что городские власти не справились с внедрением новой транспортной схемы. На прошлой неделе депутаты Ярославской областной думы, заслушав доклад чиновницы, высказали опасения, что перевозчикам станут неинтересны пассажиры и произойдет так, что не автобусы будут подстраиваться под пассажиропоток, а люди — под расписание автобусов. Ранее мы писали, какие доводы еще привели народные избранники за и против передачи полномочий управления транспорта на региональный уровень. Но недавно приехавшая в Ярославль директор департамента транспорта продолжила рассказывать о плюсах новой реформы. Депутаты долго высказывали свое недовольство законопроектом на последнем заседании весенне-летней сессии, но практически единогласно в итоге проголосовали в его поддержку. Так, за одну неделю в регионе приняли решение об очередной транспортной реформе в Ярославле. Также чиновники признались, что стоимость проезда скоро вырастет.