Дороги и транспорт Скандал с автобусами Транспортная реформа подробности Дореформировались. Ярославль стал частью глобальной схемы по переделу рынка перевозчиков в России

Дореформировались. Ярославль стал частью глобальной схемы по переделу рынка перевозчиков в России

Кто теперь нас возит на автобусах и почему отмалчиваются региональные власти

В Ярославской области реформировали и городской, и межмуниципальный транспорт

В России проходит глобальный передел рынка перевозчиков. Не стал исключением и Ярославский регион: сначала власти перекрутили работу автобусов в области, а потом — в городе. В итоге на маршруты выехали автобусы новых фирм, а от пассажиров ежедневно сыплются кучи жалоб. Что происходит с рынком транспорта? Кто его захватывает и чего ждать от этого пассажирам? Разбираемся, что предшествовало транспортной реформе в Ярославле.

Передел рынка: начало

На посту руководителя областного департамента транспорта Анатолий Бойко проработал недолго: как только в регион зашли новые перевозчики, он уволился и уехал

В январе 2020 года в Ярославской области под видом оптимизации устаревшей маршрутной сети между городами и селами в регион завезли новых перевозчиков. Проблемы начались сразу же. Поначалу возникли трудности с покупкой билетов — часть расписания сокращали без предупреждения, люди не могли купить билеты и уехать из отдаленных мест. Кроме того, ездить в автобусах стоя с тех пор стало обычным делом. Бывший директор департамента транспорта Ярославской области Анатолий Бойко, руками которого проворачивалась схема по переделу рынка, тогда уверенно говорил, что проблемы временные, и обещал их решить. Но на деле он, когда новые перевозчики обосновались в регионе, попросту уволился и уехал из Ярославля. А проблемы остались.

Мы спросили у читателей 76.RU, что не устраивает их в работе перевозчиков на внутриобластных маршрутах. Жалобы посыпались моментально:

— Столкнулась с частой отменой рейсов на направлении Углич — Ярославль: не реже двух раз в месяц за лето и начало осени 2021 года, — сообщила Светлана Королева. — Приходилось звонить диспетчеру уточнять, в наличии ли автобус на нужное время. Просто неуважительное отношение к пассажирам. Автобусы стали ездить маленькие и некомфортабельные. Иногда вибрация во время поездки такая, что кажется, вот-вот всё развалится.

— Цены на билеты почему-то у разных водителей разные, — добавила Надежда Камкина. — Билеты не дают. И не дай бог, то не доказать, что ехал в этом автобусе.

— Не хватает водителей на маршруте № 176, — рассказала Валерия Бирюлина. — Если водитель заболел, то рейса нет и весь день в расписании — дыры. Иногда стоишь с ребенком по 40 минут. И это сейчас еще не так холодно, но скоро зима.

И это далеко не все жалобы. Люди ругаются на то, что водители нарушают ПДД или не знают дорогу по своему маршруту, а бывает, и нахамят в автобусе. Региональные власти обо всех этих проблемах знают, но, говоря о них, отвечают уклончиво и очень по-чиновничьи.

— Жалобы граждан поступают к нам по мере ненадлежащего исполнения транспортными организациями своих обязательств по заключенным государственным контрактам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, — разошелся в канцелярском красноречии заместитель директора департамента транспорта правительства Ярославской области Илья Тюрганов. — Основной причиной жалоб является несоблюдение перевозчиками установленных расписаний движения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Количество поступающих от граждан жалоб, как правило, зависит от объема выполняемой перевозчиками транспортной работы (количества маршрутов и подвижного состава). Исходя из характера поступающих жалоб граждан, претензии департамента в той или иной степени есть практически ко всем перевозчикам. За невыполнение в необходимом объеме транспортной работы государственными контрактами предусмотрено применение к перевозчикам штрафных санкций.

Давайте попробуем это перевести на человеческий язык: люди жалуются, но как часто и на что, мы не скажем; претензии есть ко всем перевозчикам, и мы имеем право их штрафовать за это, но делаем ли это — не ваше дело.

Запустили клешни в Ярославль

Ярославские маршрутчики до последнего боролись за свои маршруты. Но в новой транспортной схеме для них места не нашлось

После оптимизации автобусных перевозок по области в Ярославле городские власти объявили о внедрении новой транспортной схемы. Трамваи и троллейбусы не тронули (история со сносом депо — отдельная тема. — Прим. ред.), а вот рынок перевозок на автобусах тоже кардинально перекроили. Здесь под видом избавления от неконтролируемых маршруток тоже запустили новых перевозчиков. Жалоб посыпалось не меньше, а может, даже и больше. Городские власти в отличие от областных этого не скрывают.

— Обращения поступают ежедневно из различных источников: письменно, по телефонам, в социальных сетях и на порталах обратной связи, — сообщил начальник управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергей Волканевский. — Больше всего жалоб приходит на то, что автобусы проезжают мимо остановки, и на нарушения расписания движения транспорта.

Таких претензий действительно много. Но люди ругаются не только на это. В редакцию 76.RU читатели также пишут, что автобусы часто нарушают ПДД, отказываются принимать карты к оплате проезда, неудобны новые маршруты, плохо составленное расписание и отсутствие кондукторов. Случались в этих автобусах и более серьезные ЧП: в сентябре 66-й автобус протащил 9-летнюю девочку по асфальту.

Кто теперь нас возит

С расписанием транспорта теперь есть серьезные проблемы и в городе, и по области — люди жалуются, что автобусы перестали приезжать вовремя

В Ярославле остались старые перевозчики, но львиную долю маршрутов забрали новые. Ранее мы уже подробно писали о том, кто теперь возит пассажиров. Безумное количество претензий сыплется на работу автобусов № 66 («Норский керамический завод» — «Больничный городок») и № 500 «(Ярославль-Главный» — «Рыбинский автовокзал»). На этих маршрутах работает компания «Автомиг». Это одно из юрлиц «Ранд-Транса» (компания, которую связывают через другие фирмы с бизнесом сына главы МВД России Александра Колокольцева). В Ярославскую область на междугородние маршруты компания пришла в конце 2019 года, а в Ярославле официально они появились летом 2021-го.

— «Ярославское АТП», вероятно, сейчас связано с московской группой компаний «Ранд-Транс», — уточнил источник 76.RU. — В Рыбинске на их территории базируется парк «Автомига».

На плохую работу компании власти закрывают глаза. Правда, мэрия направляла в фирму предупреждение с требованием укомплектовать штат водителей и выпустить на линии необходимое количество автобусов. А в региональном правительстве и вовсе предпочитают даже не говорить название этой компании вслух.

К слову, на 66-м маршруте компания «Автомиг» работает временно. Сейчас городские власти ищут сюда нового перевозчика.

А как у других

Транспортные реформы во всех городах проходили со скандалом. В Ярославле протест против этого оказался далеко не самым мощным

Тверь. Этот город был первопроходцем в аналогичных изменениях. Транспорт Верхневолжья представлен только автобусами: трамваи в Твери исчезли в 2018 году, а троллейбусы проработали до апреля 2020 года. Город масштабно обновил автобусный парк, однако сохранил высокую долю дублирования автобусных маршрутов, часть из которых соединяет одну окраину города с другой.

Часть городских маршрутов заканчивает работать рано: по 10 направлениям транспорт прекращает ходить уже в 21 час, а на остальных интервал движения увеличивается до 30 минут. На финансирование автобусных перевозок местные власти выделяют около 3,5 миллиарда рублей ежегодно, но это не помогает исправить ситуацию.

Новокузнецк. Местные предприниматели проводили митинги за отмену транспортной реформы и даже требовали отставки губернатора, но ничего такого не произошло, и 18 ноября 2020 года началась реформа, которую местные журналисты уже на старте назвали скандальной. Получившая контракты на 16 миллиардов рублей компания «ПитерАвто» из Санкт-Петербурга не успела доставить в Новокузнецк нужное количество автобусов, а также найти водителей среди местных жителей. В первый день выпуск автобусов оказался сорван: пассажиры часами ждали транспорт на остановках, из-за чего в тот день мэр отменил плату за проезд. Ситуация похожа на ярославскую, правда, у нас плату за проезд никто не отменял, хотя люди путались на остановках в новых маршрутах и не могли уехать.

Уже на четвертый день транспортной реформы администрация Новокузнецка решила пересмотреть маршрутную сеть, а проезд в городском транспорте сделали бесплатным до конца ноября из-за сбоя системы оплаты. Несмотря на это, местные жители после этих мер врывались в здание мэрии, обращались в прокуратуру и даже угрожали взорвать здание администрации. Впоследствии в «ПитерАвто» подняли зарплату водителей в Новокузнецке, а власти добавили новые маршруты и вернули несколько прежних.

Выяснилось, что в Новокузнецке порядка 50% пассажиров ездят зайцами: они не оплачивают проезд в общественном транспорте, поскольку вместе со сменой перевозчиков, автобусов и маршрутной сети в городе одновременно и, что важно, одномоментно отказались от кондукторов. Из-за этого часть пассажиров не знала, как оплачивать проезд, не найдя в салоне кондуктора, а другие стали злоупотреблять возможностью безнаказанного безбилетного проезда. За первые 6 месяцев работы новой модели из-за безбилетников бюджет недополучил 250 миллионов рублей. Мэр уже пригрозил увеличением стоимости проезда сразу в 2 раза: с 20 рублей до 40, а размер штрафа для зайцев теперь там могут поднять с 500 рублей до 5000 рублей.

Пермь. Здесь транспортная реформа летом 2020 года принципиально изменила отрасль муниципального общественного транспорта. Во-первых, изменилась модель перевозок. Если раньше частные перевозчики забирали себе деньги за проезд от пассажиров, а также компенсацию от городской администрации за провозимых льготников, то теперь с перевозчиками заключены брутто-контракты: вырученные средства поступают в городской бюджет, а перевозчики получают плату за выполненный объем работы. Аккумулирование средств от оплаты проезда в городском бюджете позволило мэрии организовать систему бесплатных пересадок: теперь пассажиры при оплате проезда безналичным способом могут совершить бесплатную пересадку в течение 40 или 60 минут. Прежде бесплатные пересадки в Перми действовали только на электротранспорте: впервые власти стали внедрять их в Перми 1 ноября 2017 года.

Также в Перми появилось тарифное меню. Теперь любые пассажиры, а не только льготники могут воспользоваться более выгодными предложениями по общегражданским транспортным картам, нежели платить за каждую поездку 24 или 26 рублей.

Ну и там практически полностью обновился подвижной состав. Уже в июне 2020 года в городе появилось более 200 новых автобусов, а к 1 января 2021 года в Перми не осталось ни одного автобуса старше 10 лет. Вместо среднего возраста городского автобуса в 12 лет годом ранее сейчас средний возраст пермского автобуса составляет 2,5 года, 95% автобусов низкопольные, а значение среднего экокласса подвижного состава улучшилось до 4,9 вместо 3,6 годом ранее.

— Мэрия изначально говорила, что не все перевозчики осилят новые требования, поэтому новых перевозчиков мы ждали заранее, — рассказал корреспондент 59.RU Кирилл Хафизов. — Пришел к нам и «Автомиг».

В отличие от Ярославской области в Перми сначала провели транспортную реформу в краевой столице, а потом аналогичные изменения начались в регионе и на межмуниципальных автобусах.

Вы заметили изменения в работе автобусов в Ярославле и по области?

Да, ездить на автобусах стало удобнее и комфортнее
Конечно, заметил: всё стало очень плохо
Практически ничего не изменилось

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
113
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления