19 ноября в Тутаеве полностью завершается лодочная навигация. Еще раньше — 1 ноября — прекращает свою работу теплоход «Борис Кустодиев», который перевозил жителей Тутаева с одного берега на другой. Конец навигации — настоящая проблема для тутаевцев, ведь пока Волга полностью не замерзнет, для того чтобы попасть с одного берега на другой, придется ехать через Ярославль. То есть с ноября до апреля город фактически остается без постоянной переправы.
— Навигация лодок на переправе продлится до 19 ноября. Свою готовность работать выразили хозяева 6 маломерных судов. Стоимость проезда должна остаться прежней. Также мы договорились о выходе на переправу аэроглиссера, который хозяева судов приобрели в этом году. Посмотрим, насколько он будет востребован и насколько эффективно покажет себя в работе. В период межсезонья до установления толщины льда, позволяющей открыть пешеходную ледовую переправу, будет организовано автобусное сообщение через Ярославль в режиме экспресса без остановок, — рассказал глава Тутаева Дмитрий Юнусов.
В связи с ремонтом на улице Ушакова в левобережной части города привычное место посадки на автобус изменится. Отправление с левого берега будет производиться от «Дома охотника и рыболова» в 06:30 и 16:00 в будние дни. С правого берега по рабочим дням автобус пойдет от остановочного пункта «Центральный» в 07:00 и 18:00. В выходные и праздничные дни автобусы будут отправляться и с левого, и с правого берега одновременно в 10:00 и 18:00. 1, 2 и 3 ноября автобусы будут ходить по расписанию буднего дня. Стоимость проезда — 100 рублей.
Власти Тутаева оправдываются: на сегодня мало реально работающих вариантов организации круглогодичной переправы. Автобусы дорогостоящи и неудобны — каждый километр пробега автобуса идет из расчета 60 рублей. Два рейса в день в обе стороны городскому бюджету обойдутся в 18 240 рублей. Воздушная подушка десять лет назад не оправдала себя. Паром ледокольного типа сможет добавить максимум две-три недели навигации, а стоит очень дорого и так же дорог в содержании. При этом всё равно будет бессилен перед морозами и льдом в 20–30 см.
Раньше берега Тутаева соединял паром. Но тутаевская администрация решила от него отказаться. Главные причины — деньги на содержание парома, а также отказ Ярославского речного порта вкладывать средства в ремонт гидротехнических сооружений и обеспечение безопасности на воде. Однако у Ярославского речного порта была своя версия, почему власти Тутаева расторгли с ними контракт. По словам руководства речного порта, администрация не выполнила свои обещания по ремонту и обслуживания ряжей и оборудования, а также отказалась нести расходы на обеспечение безопасности на воде.
— Приблизительная оценка стоимости проекта и самих работ составляет более 20 миллионов рублей. В таком случае лучше проектировать сразу полноценный причал. В итоге принято решение приобрести свой муниципальный паром. Это позволит сократить расходы на ежегодное содержание переправы, сохранит перевозчиков на маломерных судах и снизит зависимость от частников-монополистов. Работы по поиску парома уже начались, и есть несколько вариантов, средства для покупки при возможности планируем заложить в бюджете на 2022 год, — рассказал Юнусов.
Жители Тутаева не раз высказывались за строительство моста. Но власти города заявили: нет федеральных программ для привлечения финансирования. Зато нашлись инвесторы для строительства канатной дороги.
— Единственный реальный вариант обеспечения круглогодичной переправы — канатная дорога. Это будет проект, решающий массу задач и проблем. В настоящее время активно идет проектирование, работы планируется завершить к концу 2022 года. Строительство, если проектирование завершится в срок, должно начаться в 2023 году, — пояснил Дмитрий Юнусов.
Стоимость строительства канатной дороги — 10 миллионов долларов. По словам главы города, билет будет стоить 50 рублей в одну сторону.