Спустя месяц переписок с городской администрацией редакция 76.RU смогла получить текст инвестиционного соглашения, по которому мэрия Ярославля продаёт под застройку троллейбусное депо на Городском валу.
Инвестиционное соглашение заключили Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля, предприятие «Яргорэлектротранс» и новая компания «Специализированный застройщик Перспектива», связанная с федеральным девелопером «Тройка РЭД». Однако крупный контракт власти презентовали довольно скупо, оставив много вопросов о том, как будет реализована задумка. Будет ли это выгодно городу — отдавать троллейбусное депо под застройку? Что конкретно взамен получит «Яргорэлектротранс» и какие обязательства берёт на себя застройщик?
Мы внимательно изучили текст соглашения и привлекли на помощь юриста, чтобы расшифровать его содержание. И вот что у нас получилось.
Что публично обещала мэрия
За то, что застройщик получит участок земли практически в центре города, где построит дома на 7 и 11 этажей, он:
купит «Яргорэлектротрансу» новую тяговую подстанцию (система, обеспечивающая электричеством троллейбусные и трамвайные сети), что оценили в 85–90 миллионов рублей;
купит не менее 10 новых троллейбусов;
разработает проект школы на 500 мест в Кировском районе Ярославля;
передаст городу 1320 квадратных метров жилья в новом элитном комплексе, которые распределят между очередниками.
— Так как участок не переходит в собственность, у заказчика остаётся возможность расторжения инвестиционного контракта и договора аренды с сохранением за собой участка, — уточняла ранее первый заммэра Алла Кибец.
То есть в случае непредвиденных обстоятельств участок земли в центре будет по-прежнему принадлежать городу.
Стоимость имущества депо вместе с землёй оценили примерно в 235 миллионов рублей.
Что на самом деле
Начнём с предыстории соглашения. Изначально идею отдать таким образом землю депо под застройку придумали в городской администрации. От имени «Яргорэлектротранса» разместили аукцион на поиск подрядчика, который возьмётся за этот проект. Интересно, что аукцион проводили через московскую электронную торговую площадку SETonline, которой в Ярославле практически никто не пользуется: мы нашли всего 5 аукционов с начала года, включая этот. Остальные аукционы проводил филиал «Ростелекома».
На самой площадке указано, что аукцион не состоялся, так как заявился всего один участник. Но мэрия и раньше не скрывала, что решила заключить соглашение с единственной фирмой, которая приняла участие.
В самом тексте соглашения описываются термины: кто исполнитель, а кто заказчик, что такое концепция застройки, а что называется актом о частичных результатах реализации инвестиционного проекта.
Особый интерес представляет раздел про имущественные права сторон.
Эта формулировка прячет в себе следующее.
— Фраза об иных помещениях говорит о том, что квадратные метры могут быть предоставлены вообще не в построенных домах, — объясняет юрист Сети городских порталов Тимур Валияров.
Далее идёт пункт об этапах работ.
1. В первую очередь подрядчик должен построить и передать городу новую тяговую подстанцию и подключить её к депо на Ленинградском проспекте.
2. Затем компания-застройщик может сносить существующие здания на месте депо, очищать площадку.
3. Получает разрешение на строительство и возводит жилые дома.
4. После окончания строительства оформляются имущественные права сторон и завершаются все расчёты. Видимо, здесь и предусмотрено, что город должен получить квадратные метры жилья и троллейбусы.
Подводим итог, исходя из текста проекта инвестиционного соглашения.
«Яргорэлектротранс» может получить:
1. Тяговую подстанцию.
2. Нежилые/жилые помещения, которые могут быть заменены на троллейбусы или трамваи.
Город может получить:
1. Жилые/нежилые помещения, которые могут быть заменены на эквивалентные помещения в другом объекте недвижимости.
2. Проект школы/сада.
3. Объекты благоустройства.
4. Сети наружного освещения.
Но этот документ — лишь проект инвестиционного соглашения. В каком виде его подписали, мы наверняка не знаем.
Троллейбусное депо № 1 располагается по адресу Городской вал, 15 и занимает площадь 18 031 квадратный метр. На его территории есть шесть зданий (мастерские, склад, главный корпус депо, диспетчерская), а также старая тяговая подстанция, которая питает электричеством контактную троллейбусную сеть. Подстанция может взять на себя нагрузку в случае ЧП на линии, но она требует капитального ремонта либо замены на новую, что, по оценкам, стоит около 85–90 миллионов рублей. Сейчас денег у бюджета Ярославля и предприятия на это нет.
Поэтому власти нашли другой вариант: вместо восстановления подстанции закрыть это депо и объединить его с трамвайным на Ленинградском проспекте.
Объединение центрального депо с депо в Брагино вызвало много споров, когда идея ещё только была озвучена. У некоторых депутатов были опасения, что такая оптимизация обернётся транспортным коллапсом.