Одна из самых проблемных сфер в нашей стране, пожалуй, – ЖКХ. О том, как можно решать эти проблемы, рассказывает руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» Татьяна Бородина.
Много проблем с управдомами
– Татьяна Алексеевна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?
– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. В 2012 году подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. С этого момента продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах, кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Мы занимаемся развитием жилищной активности, решением проблем. Ярославский центр общественного контроля принимает около 40 обращений в квартал. Сотрудничаем с общественными приемными Ярославской области, осуществляем бесплатные консультации. Изучаем проблемы, которые возникают в области ЖКХ.
– Расскажите, пожалуйста, кому вы уже смогли помочь.
– В частности, мы помогаем проверять гражданам, правильно ли начисляются субсидии на ЖКУ. Как пример: обратившаяся к нам женщина получила перерасчет за отопление после некачественно оказанной услуги. Мы провели переговоры с управляющей компанией, администрацией района, ресурсоснабжающей организацией. Это яркий пример того, что досудебные решения бывают более результативны.
– Какие вопросы больше всего волнуют ярославцев? С какими проблемами чаще всего обращаются?
– За второй квартал 2015 года самая значимая проблема – взаимоотношения с управляющими компаниями. Очень много жителей многоквартирных домов, которые хотят понять, каким образом компания получила лицензию, как она будет дальше работать. На втором месте – проблемы с начислением платы за ЖКУ. Третье место занимают вопросы управления домами, проведение собраний. Четвертое место – вопрос по капремонту. Замечу, что в прошлом году он был на первом месте. Жалоб по этому вопросу становится все меньше. Я стояла у истоков принятия закона о капремонте, в том числе и федерального. Закон постоянно совершенствуется. Теперь у нас есть региональный закон №32, в который постоянно вносятся поправки.
Гарантия на капремонт – не менее пяти лет
– Вам не кажется, что логичнее не накапливать деньги в общем котле, а платить постфактум, уже после проведенного капитального ремонта?
– Так и происходит в тех домах, которые уже ремонтируются. При открытии специального счета жильцы могут накопить определенную сумму и провести капремонт. Плательщики – хозяева тех денег, которые собирают. Депутаты размышляют сейчас над тем, как дать возможность проводить людям капитальный ремонт быстрее. Например, с помощью кредитования. Для больших домов уже созданы все условия для быстрого капремонта, деньги должны работать.
– Как действовать, если жильцы недовольны проведенным капремонтом?
– Оценку капремонту дают сами жители. Отмечу, что гарантия на капитальный ремонт составляет не менее пяти лет. Если за это время выявлены недостатки, следует обращаться в региональный Фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Там работают специалисты, которые следят за проведением качества капитального ремонта.
Покупайте счетчики с регуляторами тепла
– Татьяна Алексеевна, посоветуйте, пожалуйста, как самостоятельно вычислить ошибку в квитанции ЖКХ.
– Иногда случается, что площадь по начислению общедомовых нужд превышена. Жильцам важно знать, что в законодательстве произошли изменения. В частности, площади подвалов, чердаков. Если в подвале находится теплоузел, то жильцы должны платить за ОДН только исходя из площади теплоузла, а не за весь подвал. Естественно, такие вещи надо перепроверять с председателем дома или ТСЖ. Но это можно сделать только благодаря инициативе граждан.
– Почему в районах города платят разные суммы за отопление? Жильцам Дзержинского района, например, начисляют больше всех.
– Тарифы формируются в зависимости от того, какая компания предоставляет услуги. Котельные могут быть разные: старые или новые. Ресурс дорогих теплоснабжающих организаций суммируется с ресурсом дешевых, получается средняя сумма. На селе, в муниципальных районах ресурсы дорогие, потому что там, как правило, старые котельные. Дома подключаются к определенным котельным. Если хотите получать недорогую коммунальную услугу, в первую очередь надо выбирать дом, в котором вы будете жить.
– Как гражданам вычислить, насколько им правильно насчитывают количество потребляемого тепла?
– Удобно экономить ресурс, когда есть общедомовой счетчик. Показания этого счетчика известны активу дома. Актив дома следит за температурой на улице, знает все графики поставки тепла на конкретный дом. Если в доме нет счетчика, отследить количество потребляемых ресурсов невозможно. Его будут рассчитывать, исходя из нормативов. И хотя по закону тепловые счетчики должны быть во всех домах, в старых зданиях нет возможности их установить. Тем, у кого есть возможность, я советую покупать более дорогие счетчики. Ведь если на счетчике нет регулятора тепла, жильцы будут переплачивать.
Запишите адрес: Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, г. Ярославль, ул.Чайковского, д. 42 оф. 103. Телефон: (4852) 400-662.
Татьяна Алексеевна Бородина – руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области.
Образование – педагогическое, учитель физики и математики, магистратура – менеджмент, государственное и муниципальное управление НИУ ВШЭ.
Карьера: учитель физики, руководитель общественных организаций, помощник депутата, член Общественной палаты Ярославской области.
Увлечения: ландшафтный дизайн, коучинг.