Общественные организации составили рейтинг самых нелепых статей расхода, прописанных в наших коммунальных квитанциях. Среди них – подогрев горячей воды и даже услуги за храм! О том, как вовремя распознать ошибку и не переплачивать за несуществующие услуги, выяснял портал 76.ru.
Организация «ЖКХ-контроль» со ссылкой на «Первый канал» составила хит-парад самых странных ошибок в коммунальных платежках.
Первое место: графа «за храм» от управляющей компании города Барнаула. Оплата составляет 50 рублей.
Второе место: «подогрев горячей воды» – также город Барнаул.
Третье место: «услуги банка». Жители одного из домов в Мурманске ежемесячно с марта 2009 года платят за эту услугу по 50 рублей. При этом жильцы оплачивали и комиссию.
Четвертое место: «охранные услуги», город Москва. При выяснении оказалось, что дом никто не охранял.
Пятое место: обязательная графа «добровольное страхование», управляющая компания из Челябинска.
Тем временем наш город бьет все рекорды. Ярославцам не просто выставляют ненужные счета, нам приходят «левые» квитанции! Так, в Брагино два года назад рассылали фальшивые квитанции на оплату работ по ремонту домов. Страшные ошибки не редкость и сейчас. К примеру, дает сбои система сбора средств на капремонт. Многим добросовестным плательщикам продолжают приходить квитанции с долгами. Это касается тех жильцов, кто открыл спецсчет.
«Сбербанк, в котором открыта основная часть данных специальных счетов, видимо, оказался недостаточно готов, – рассказывает директор Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Дмитрий Шубин. – В региональный фонд от Сбербанка до сих пор поступает некорректная информация о платежах, принятых от населения. К примеру, одна из ошибок – в чеках банка по неизвестной причине выбивается вместо лицевого счета адрес или индекс, поэтому данные платежи не идентифицируются и, даже поступив в региональный фонд, не могут быть распознаны – кто именно внес оплату. Поэтому эти платежи не отражаются в квитанциях наших граждан, и в последующих квитанциях автоматически появляется несуществующая задолженность».
По словам исполнительного директора национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, одна из самых распространенных ошибок в квитанциях – неправильный перерасчет за услугу отопления. За такой ошибкой уследить обычным горожанам практически невозможно.
«Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам, – признает Светлана Разворотнева. – Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице -26. В итоге люди платят больше».
Позиция юристов такова: если суммы в платёжке выросли до небес – не платите, ищите причину, обращайтесь в суд.
«Чтобы не дать себя обмануть, нужно быть внимательнее, – советует юрист Артур Хачатурян. – Например, в зимнее время общедомовой расход воды не может быть большим, ведь поливать газоны не надо. Не бойтесь выяснять, откуда взялись непонятные вам суммы. Обязательно зафиксируйте факт своего обращения с претензией в службы коммунального сервиса. Лучше подать заявление в управляющую компанию. Можно записать разговор на диктофон, но тогда нужно обязательно записать дату, время и все данные сотрудника, с которым вы общались. Для обращения в суд лучше всего вместе с соседями составить коллективный иск об обнаруженной в квитанции ошибке».
Какие же существуют способы обмана жильцов? Например, это «накрутка» на общедомовых платежах. Чтобы увеличить сумму, скажем, за электроэнергию, в квитанцию зачастую включают площадь лестничных пролётов. Кто из жильцов проверяет эти цифры? Сами того не подозревая, жители домов платят даже за гаражи и магазины, расположенные на первом этаже.
Также жители многоквартирных домов получают от компаний «письма счастья» об увеличении платы за содержание и текущий ремонт. Обычно основанием для повышения цен являются некие распоряжения и постановления федерального или регионального правительства. Однако при тщательной проверке нередко выясняется, что указанные документы и органы власти не имеют никакого отношения к действиям управдомов. Помните, по закону (ст. 156 Жилищного кодекса) плату за содержание и текущий ремонт дома устанавливают сами жильцы на общем собрании.
К слову, в судах более половины жильцов, подавших иск, выигрывают. Поэтому самый верный способ исключить ошибки в своих квитанциях – проявить активность и вооружиться Жилищным кодексом.