Областное правительство предлагает изменить порядок начисления жилищных субсидий на оплату услуг ЖКХ для малоимущих – увеличить с 17% до 22% максимально допустимую долю расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Ярославцы возмущены, ведь в этом году ее уже подняли с 14 до 17%.
Несколько лет назад областные власти гордо говорили о том, что затраты на оплату «коммуналки» свыше 14% от дохода компенсировались: «Стандарт, который мы держим на протяжении многих лет – не выше 14 процентов от уровня доходов, – говорил бывший тогда заместителем губернатора Ярославской области Андрей Епанешников. – Сегодня коммунальными льготами пользуется каждый четвертый житель области. Один из главных видов поддержки – субсидия на оплату услуг ЖКХ. Если они превышают 14% от доходов семьи – люди вправе претендовать на субсидию».
Но в ноябре 2013 года областная дума поддержала увеличение максимально допустимой доли расходов на «коммуналку». После консультаций областного правительства и депутатов было принято решение установить с 1 июля 2014 года в Ярославской области 17-процентный уровень самостоятельной оплаты коммунальных услуг гражданами и лишь начиная с него назначать субсидии. В 2014 году на эти цели выделено 880 млн рублей из областного бюджета. Не забыли тогда докладчики напомнить и о том, что в 60 субъектах РФ из 83 нормативная планка допустимых расходов семьи на оплату коммунальных услуг составляет 22%.
После первого повышения, по расчетам специалистов, количество семей – получателей жилищных субсидий при этом изменилось незначительно (их стало меньше приблизительно на 300 – около 0,5% от общего числа), однако средний размер субсидии для семьи стал меньше на 400–450 рублей.
Сейчас же допустимая для получения субсидии доля расходов семьи может увеличиться еще больше. Правительство приводит следующие аргументы: без соблюдения этого требования федеральное правительство оставит регион без субсидий. Финансирование из федерального бюджета программ по расселению жилья, строительству детских садов и т. д. будет прекращено. Федеральный стандарт предусматривает более высокую планку для назначения субсидий – 22%.
«Если не перейдем на 22%, лишимся всех федеральных субсидий. Это более 10 млрд рублей, – сказал на заседании комитета Думы по жилищно-коммунальному комплексу директор департамента ЖКХ Ярославской области Юрий Дударев. – Повышение на пять процентов барьера для начисления компенсаций – это 300 млн средств областного бюджета. Сюда попадает категория граждан, пенсионное обеспечение которых более 16 тысяч рублей. Мы посчитали, что 11 тысяч граждан будут ущемлены. Для социально незащищенных граждан предлагаем ввести льготные тарифы. Сейчас закон позволяет нам сделать адресные льготные тарифы: для квартала, для дома, для квартиры, для конкретного жителя».
Чтобы получить субсидию, необходимо обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. Подтверждать право на получение субсидии придется каждые полгода.
Региональные парламентарии поддержали инициативу областного правительства о поднятии нормативной планки совокупных расходов семьи, предусматривающей предоставление гражданам социальной субсидии для оплаты коммунальных платежей, но потребовали от правительства продумать механизм сохранения льгот нуждающимся. Повышение доли расходов и решение о компенсационном механизме должны быть приняты одновременно.
«Здесь как раз вопрос взаимодействия департамента соцзащиты с департаментом коммунального комплекса, чтобы они определились, кто попадает в социальную незащищенную группу населения и по этим группам ввели льготный тариф, – сказал председатель комитета Ярославской областной думы по ЖКК Виктор Тамаров. – Какую-то часть бюджета за счет этого сэкономим, а какую-то часть направим нуждающимся людям, но через механизм льготного тарифа и компенсации энергоснабжающим организациям».
В итоге комитет облдумы по ЖКХ рекомендовал правительству Ярославской области подготовить предложения о введении льготных тарифов или предоставлении субсидий для малообеспеченных граждан на оплату «коммуналки» при новых стандартах.
Напомним, субсидии предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.