Ровно год назад в Ярославле появилась муниципальная жилищная инспекция. Чаще всего управляющие компании наказывают за нарушение правил содержания и ремонта жилфонда.
Муниципальную жилищную инспекцию создали для усиления контроля за деятельностью управляющих компаний, обслуживающих дома ярославцев.
«В случае, если факты нарушений имеют место быть, и обращение непосредственно в управляющую организацию либо в ТСЖ не приносит положительного результата, здесь начинается работа муниципальной жилищной инспекции», – пояснила заместитель директора ДГХ мэрии Ярославля Наталья Шетнева.
Отношения ярославцев с управляющими компаниями весьма непростые. С 1 сентября начал действовать закон о лицензировании и теперь управляющим компаниям придется еще сложнее: две жалобы собственника и два протокола из госжилинспекции – и объект исключают из лицензии управляющей компании.
«К сожалению, есть в регионе такие управляющие компании, которые выстраивают барьеры между собой и жителями, – считает начальник государственной жилищной инспекции Ярославской области Денис Мещеряков. – Но ведь жильцы – это клиенты, и управляющая компания, как продавец услуг, должна оказывать эти услуги надлежащим образом».
В Ярославле сейчас работает 31 управляющая компания, и только 10 из них управляют более чем 50 домами.
Поскольку в Ярославле в настоящее время более 3400 домов имеют муниципальный жилой фонд, все они попадают под компетенцию муниципальной жилищной инспекции. В инспекции четыре отдела. Из них три так называемые «боевые». Это отдел эксплуатационного контроля, который контролирует соблюдение законодательства ИП, управляющими компаниями, соблюдение условий договора независимо от формы собственности. Второй отдел – по контролю за содержанием муниципального жилого фонда и соблюдением правил предоставления коммунальных услуг. Третий – отдел организационного контроля. Он следит за соблюдением законодательства в отношении создания ТСЖ, выбора управляющей компании. Отдел помогает гражданам, которые считают, что их права при выборе способа управления были нарушены. Четвертый – это отдел правовой работы. Он помогает трем другим отделам.
В работе муниципальной жилищной инспекции с населением действует следующая схема: жители со своими проблемами сначала обращаются в свою управляющую организацию, и, если у них есть официальное подтверждение ответов УК и невыполнения данных обещаний, тогда уже в дело вступает жилищная инспекция. Немаловажно, что у жилищной инспекции есть право инициирования и выезда на место и действенный инструмент воздействия – наложение штрафа.
Около 40% предписаний выполняется без штрафных санкций.
За год работы в инспекцию обратились 2059 человек: в 2013 году было 576 обращений граждан, а в 2014 году – 1483. По этим обращениям проведено 1537 проверок. По результатам проверок выявлено 1477 нарушений жилищного законодательства, выдано 617 предписаний и составлено 189 протоколов. Итоговая сумма штрафов составляет 4 724 500 рублей.
«Основная задача муниципальной жилищной инспекции – не наказание управляющих компаний, а выявление и устранение нарушений. Поэтому главная наша задача, чтобы управляющие компании исполняли предписания. Я считаю, что управляющие компании реагируют достаточно адекватно. Но, конечно, нам бы хотелось, чтобы они более активно выполняли требования жителей», – говорит начальник муниципальной жилищной инспекции Екатерина Мусинова.
Самое большое количество обращений в инспекцию поступило из Дзержинского и Фрунзенского районов. Меньше всего жалоб поступило из Кировского района.
Жалобы в инспекцию поступают самые разные. Это и содержание подъездов и внутридомовых инженерных сетей, и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, и содержание подвалов и фасадов.
«Основная статья административного кодекса, по которой мы чаще всего наказываем управляющие компании – нарушение правил содержания и ремонта жилищного фонда», – рассказала Екатерина Мусинова.
Проблемы возникают и с содержанием общедомового имущества – это неотремонтированные крыши и подвалы, плохое состояние лестничных клеток. Присутствует и сезонность. Зимой люди больше всего жалуются на наледь на кровлях, недостаточное отопление. Весной – на протекающие крыши. Летом начинается подготовка к зиме, проверка работы инженерного оборудования. Осенью опять начинаются протечки на крышах, возникают проблемы в связи с запуском отопления.