Как в Ярославской области реализуются механизмы государственно-частного партнерства? По этому вопросу мнения разделились. Власти говорят, что ГЧП работает, а эксперты уверены, что это не так. Принципы государственно-частного партнерства опробуют на строительстве проблемного объекта.
Несмотря на то, что еще в прошлом году Ярославская область оказалась на четвертом месте в рейтинге, составленном Центром развития государственно-частного партнерства, реализация ГЧП продолжает вызывать массу вопросов специалистов. Тогда в рейтинге субъектов РФ наш регион опередили Санкт-Петербург, Татарстан и Воронежская область. В ЦФО Ярославская область вышла на второе место. При составлении рейтинга учитывалась развитость законодательства, опыт реализации ГЧП-проектов, инвестпривлекательность и наличие плана развития ГЧП в регионе, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Ярославская область в декабре 2010 года одной из первых в стране приняла региональный закон о ГЧП. В нем прописаны цели, условия и формы этого процесса, определены объекты. Ими могут быть реконструируемые или вновь возводимые объекты социальной и производственной инфраструктуры.
Однако, по оценкам экспертов, в нашем регионе ГЧП пока мало востребовано и требует развития. Инициатором должен выступать орган государственной власти или муниципальное образование, чтобы был сохранен контроль над качеством оказания данной социальной услуги.
«В Ярославской области существует закон о государственно-частном партнерстве, но он исключительно «рамочный», – считает председатель комитета Ярославской областной думы по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Андрей Крутиков. – В нем нет конкретных механизмов и действующих схем его реализации. Эффективный закон о государственно-частном партнерстве есть в Санкт-Петербурге. Меня одно смущает: у них механизм ГЧП используется, а у нас – нет. На следующий год прогнозируется сложный бюджет, а средства частных инвесторов позволят области строить, не залезая в долги».
Депутаты посоветовали чиновникам областного правительства взять санкт-петербургский опыт за образец и разработать пакет подзаконных актов для Ярославской области. Эксперты приводят в пример и Ханты-Мансийск. Здесь строят сразу 25 детских садов в течение трех лет в рамках ГЧП.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
«На самом деле, государственно-частное партнерство – это лакмусовая бумажка, с помощью которой европейский инвестиционный рынок оценивает степень развитости государственного управления, – рассказал генеральный директор компании «ТеплоСтрой» Владимир Липанов. – Наиболее развита в Европе в этом отношении Великобритания. Они отказались от механизма социального аукционного заказа (например, когда бюджет выделяет 250 миллионов и на эти деньги строится один детский сад). Теперь они все строят через механизм ГЧП. Поскольку госуправление базируется на одном принципе – качественно и своевременно оказывать социальные услуги населению, то отсюда мы понимаем нашу ситуацию. Чиновник говорит: «Мы знаем, что нужны дороги, но денег нет. Поэтому сегодня мы сделаем здесь и тут. А там, там и там вам придется подождать». Конечно, это никуда не годится. Например, механизм ГЧП, который использовался при создании туристического проекта под Переславлем, осуществился не благодаря региональной власти, а благодаря тому, что люди, которые выбрали участок, пришли, попросили власти не мешать и начали делать. Экс-губернатор сам признавал, что изначально он в это не верил. Хорошо, что находятся те, кто приезжает из других регионов и начинает запускать крупные проекты. Процесс поддержки власти идет только после того, как проект уже начинают реализовывать».
Основной камень преткновения специалисты видят именно в создании благоприятных условий для прихода частных партнеров в строительство.
«Меня в свое время очень удивило, что далеко не все заинтересованные стороны правильно толкуют понятие «государственно-частное партнерство». Многие ошибочно воспринимают ГЧП как обычную передачу некой социальной нагрузки от государства бизнесу. На самом деле это совсем не так, – говорит аналитик Игорь Ефимов. – В первую очередь, ГЧП – это совместная реализация взаимовыгодных инвестиционных проектов при соблюдении определенных «правил игры». Чтобы бизнес участвовал в инвестиционных проектах, государство обязано гарантировать ему получение прибыли, разделять с ним определенные риски, обязательства и функции, давать максимум информации об инвестпроекте, когда тот еще на стадии обсуждения».
Депутаты областной думы предложили отработать механизм ГЧП на примере строительства одного из проблемных объектов – школы в Вощажниково Борисоглебского района. Школа здесь необходима. В Вощажниково построен большой сельскохозяйственный комплекс, работает военная часть. Строить школу здесь уже пробовали, даже выделяли земельный участок и проводили конкурс на проектирование, но результата эти попытки не дали. Подрядчик свои обязательства не выполнил, проект так и не смог пройти госэкспертизу.
По мнению парламентариев, чтобы механизм ГЧП в этом случае заработал, нужно сделать ряд шагов: «Во-первых, передать участок под строительство в областную собственность, а, во-вторых, постараться снизить предполагаемые затраты. Например, не разрабатывать проект школы заново, а воспользоваться уже готовым где-либо реализованным решением. Таких вариантов департамент строительства нашел два – школу в Вологодской области и школу в Чувашии. Если удастся воспользоваться одним из этих уже готовых проектов, то придется платить не 10 миллионов за проектирование, а 1,5 – за «привязку» объекта к местным условиям. Затем нужно проводить конкурс на привлечение инвестора».
К этому времени и должен быть подготовлен и утвержден пакет подзаконных актов, которые конкретизируют механизм применения областного закона о государственно-частном партнерстве. Планируется, что уже в сентябре этот вопрос будет внесен на рассмотрение думы.