В Ярославле прошли заседания координационного совета СРО проектировщиков ЦФО. Большинство участников сошлось во мнении, что институт негосударственной экспертизы необходим, но при этом требуется сформировать подробную методологию работы независимых экспертов, а также правила их аттестации.
Заседания совета прошли в Ярославле 24 и 25 сентября. Руководители профессиональных некоммерческих союзов архитекторов и проектировщиков собрались, чтобы обсудить вопросы саморегулирования.
В 2011 году появился закон №337-ФЗ, который заложил основы для формирования института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Он должен был вступить в силу с 1 апреля 2012 года, но возник ряд трудностей, и реализацию отложили.
В сфере негосударственной экспертизы существует ряд внутренних проблем. В частности, в отличие от деятельности учреждений государственной экспертизы, для организаций негосударственной экспертизы не установлены дополнительные процедуры контроля.
«Закон расширил полномочия негосударственной экспертизы, ликвидировав монополию государственных учреждений на оказание соответствующих услуг. Негосударственную экспертизу уравняли в правах с государственной в отношении объектов, не относящихся к категории особо опасных, уникальных и технически сложных или финансируемых из федерального или муниципального бюджетов, – поясняет аналитик Игорь Ефимов. – На мой взгляд, отказываться от негосударственной экспертизы нецелесообразно. Особое внимание следует уделить профессиональным компетенциям экспертов – отрасль остро нуждается в квалифицированных кадрах. Необходимо создать эффективную систему подготовки и аттестации специалистов».
По данным «Нострой», в среднем на этапе проектирования требуется пройти 18 различных процедур. При этом застройщик неоднократно вносит изменения в проектную документацию.
Кроме того, для частных строительных проектов, где государство не является заказчиком строительства, прохождение экспертизы вполне реально перевести из категории «обязанность застройщика» в категорию «право застройщика». Например, малоэтажные дома законодательно освобождены от прохождения экспертизы проектов. Из-за этого постоянно возникают проблемы.
«В Ярославской области во всех муниципальных образованиях ведется строительство малоэтажных жилых домов, предназначенных для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, – привела пример заместитель директора департамента строительства Ярославской области Анна Огурцова. – И мы действительно столкнулись с проблемами некачественного строительства, которые зачастую являются следствием ошибок проектировщиков».
Например, в Санкт-Петербурге эту проблему решили следующим образом: государственный заказчик программы в городе на Неве предъявляет условие обязательного прохождения заказчиком строительства негосударственной экспертизы проектов малоэтажного строительства на этапе аукциона. А смоленские проектировщики создали собственную экспертную организацию как дочернюю структуру местного СРО проектировщиков. Как поясняют в правительстве Ярославской области, «этот вариант предполагает и возможность активной обратной связи между разработчиками и оценщиками проекта, и компенсацию затрат проектировщика на экспертизу – все полученные средства идут на нужды СРО, где состоит сам проектировщик».
По мнению экспертов, региональные проектировщики работают в основном над типовыми проектами. «Когда же дело касается уникального, нестандартного объекта промышленного или гражданского строительства, то заказчик обращается к услугам зарубежных проектных организаций», – отметил председатель совета НП СРО «Главверхневолжскстрой» Владимир Матросов.
Но в целом застройщики считают, что появление на строительном рынке негосударственной экспертизы – положительное явление. В числе главных плюсов девелоперы называют возможность сделать экспертизу отдельных разделов.