Накануне начались общественные слушания проекта поправок в генеральный план Ярославля. В соответствии с ними в Ярославле вновь урезают парки, а в строящихся микрорайонах снова не предусмотрено поликлиник и спортивных объектов.
Последний раз генеральный план города правился в октябре прошлого года. Не прошло и года, как в стенах мэрии созрел очередной пакет поправок. В департаменте архитектуры и развития территорий мэрии Ярославля объясняют, что принципиальных изменений в генплане нет. Необходимость поправок возникла в связи с изменением законодательства, расширением границ города за счет технопарка и просьбами физических и юридических лиц.
Тем не менее оппоненты новых проектов и независимые специалисты считают, что для города поправки существенны. Более того, они утверждают что от них городу и его жителям станет только хуже.
«В генплане разработаны две важные вещи: схема размещения объектов здравоохранения и спорта, но сделано это тяп-ляп, – говорит архитектор Аркадий Бобович. – Потому что в огромных жилых массивах все здравоохранение сводится к кабинетам врачей общей практики. Строятся огромные жилые массивы, в которых несколько микрорайонов. А где же поликлиники для людей, которые будут жить в этих массивах?!»
То же самое можно сказать и о строительстве новых спортивных объектов. Например, планируемый к чемпионату мира новый стадион в генплане не предусмотрен.
«В санитарно-защитной зоне размещают теннисные корты. Ну это просто уму непостижимо, этого не может и не должно быть по нормам, – возмущен Аркадий Бобович. – Есть узаконенные расчеты, сколько бассейнов, спортзалов должно быть на определенное количество населения. В генплане ничего этого не учтено. По крайней мере из того, что нам представили на слушаниях, я не увидел бассейна в Заволжском районе, новых спортзалов во Фрунзенском».
Кроме этих существенных замечаний оппонентам официальных архитекторов непонятно, зачем так часто перекраивать генплан – долгосрочную концепцию развития города. Делается это в угоду интересам застройщиков? Или, – даже предполагать боюсь! – у чиновников есть корыстный умысел?
«Процедура принятия изменений в генеральный план – очень сложна, не просто мы сидим у себя в кабинетах и перекраиваем карты, – говорит заместитель директора департамента архитектуры и развития территорий, начальник управления градостроительства Дмитрий Трубников. – Эта процедура включает в себя общественное обсуждение. На итоговом заседании 23 июня в мэрии жители могут высказаться «за» или «против» тех или иных изменений».
Несмотря на то, что последнее слово как бы остается за горожанами, это не страхует от ошибок. Во-первых, общественное обсуждение проходит в рабочее время, и далеко не все желающие могут выразить свою точку зрения. Во-вторых, неспециалисту сложно разобраться в профессиональных формулировках и картах. Не каждый заметит на маленькой карте, что у какого-нибудь парка откусили кусочек под строительство.
«В Павловском парке в Дзержинском районе размещают коттеджи и торговый центр, – продолжает Аркадий Бобович. – Как можно в парке, который предназначен для огромного жилого района, частные коттеджи размещать?»
Помимо поправок, голосование по которым пройдет 23 июня, в скором времени генеральный план ждет еще одно существенное изменение. В настоящий момент процедуру согласования проходит документация по «Корректировке проекта зон охраны объектов культурного наследия Ярославля». По словам архитектора Ольги Мазановой, корректировка призвана узаконить все объекты, построенные в историческом центре города с нарушением регламента. Этот проект на общественное обсуждение не выносится, независимым экспертам его также не показали.
«Известно, что в данном проекте узакониваются нарушения регламентов действующего проекта зон охраны, которые произошли за последние пять лет, когда строили некоторые объекты тысячелетия, – говорит архитектор Ольга Мазанова. – Корректируются регламенты и границы зон на прилегающих территориях, причем не в пользу памятников, а в пользу застройщиков. В результате корректировки может погибнуть часть уникальной панорамы. Почему проект корректировки перед утверждение не был представлен на общественное обсуждение? С ним не знакома не только общественность города, но и специалисты-архитекторы, реставраторы, историки, культурная общественность, интеллигенция, которой небезразличен город, в конце концов!»
Ольга Мазанова также опасается, что, несмотря на нарушение регламентов Проекта зон охраны объектов культурного наследия, будет узаконено строительство новой гостиницы «Rusresorts» у Митрополичьих палат.
«Почему гостиницу собираются строить по проекту, в котором нарушены почти все регламенты, действующие в зоне Юнеско: нарушен режим регенерации, регламенты по высоте, протяженности и плотности застройки, регламенты по характеру крыш, соотношению площади стен и окон и так далее? И вообще, как так получается, что в историческом центре зоне Юнеско строятся здания высотой в 5-6 этажей, как в случае с гостиницей в Первомайском переулке, жилым домом с автостоянкой в районе церкви Рождества Христова?!» – говорит Ольга Мазанова.
Городские власти в ответ на это говорят, что не их это вотчина, все, что касается исторического центра города, – удел руководства области. Пока власти разных уровней делят полномочия, исторический центр города – Всемирное наследие ЮНЕСКО гибнет.
«Генеральный план меняют не в интересах горожан, а в интересах застройщиков, которые, конечно, хотят получить и, уверен, получат прибыль. Это их право, конечно, но городские власти-то не только об этом должны заботиться!» – утверждает Аркадий Бобович.