Ярославские управляющие компании начали обзаводиться собственными интернет-сайтами. Сфера обслуживания многоквартирных домов становится все прозрачнее. Но виртуальный прогресс пока настиг далеко не всех. Но полностью уходить в виртуальную реальность управляющие организации не планируют. По мнению городских УК, их сайты у населения пока недостаточно популярны, а настоящее доверие жильцов можно завоевать только при личном общении.
Услугами управляющих компаний пользуются собственники более 11 тысяч домов, а это почти 77% от общего количества многоквартирных домов Ярославской области.
Власти и жильцы требуют: деятельность управляющей организации должна быть прозрачной. Ежемесячные коммунальные платежи с каждым годом становятся все выше, при этом обслуживание домов остается на том же уровне. Жителей Ярославля и области давно интересует вопрос, на что управляющие компании расходуют их деньги. Некоторые городские УК уже выполняют требования президента и принялись за создание и ведение собственных сайтов, несмотря на то, что новая статья расходов не предусмотрена. Придать гласности управляющим компаниям взялось правительство РФ – управляющие компании обязаны публиковать в Интернете информацию о тарифах, списках оказываемых услуг, о поставщиках и точной стоимости закупаемых материалов.
«Сайт – это необходимость, – считает генеральный директор ОАО «Управляющая компания №1» Ольга Ломоносова. – Надо идти на контакт с населением и в Интернете Кроме того, ресурс с опубликованной отчетностью поможет показать собственникам те проблемы, которые есть в сфере ЖКХ».
Однако самый действенный способ завоевать доверие жителей – живое общение. Конечно, в ТСЖ в этом смысле проще: один дом – один председатель, которого все знают. По мнению представителей управляющих компаний, УК должна быть открытой и идти на конструктивный диалог с жильцами. Чем больше жители пишут, звонят и направляют жалобы в компанию, тем лучше она будет работать.
«Управляющие компании отчитываются прежде всего перед населением, перед жильцами многоквартирных домов, – говорит первый заместитель мэра, директор департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Владимир Слепцов. – Если у вас возникли вопросы, то вы в рамках 131-го закона собираете собрание и выбираете группу, которая приходит в управляющую компанию и требует отчитаться, сколько с вас денег собрали и на что потратили. Если ответ вас не устраивает (что возможно – многие УК ведут хитрую финансовую политику и скрывают денежные потоки) – обращайтесь в КРУ мэрии. Не стоит говорить «за всю Одессу». Добросовестные управленцы все же есть. Немаловажно и то, что мэрия во всех УК имеет свою долю акций, небольшую, но достаточную для того, чтобы провести проверку финансового состояния компании. Но начинать этот процесс все равно должны вы сами».
Директора управляющих компаний поначалу сетовали, что раскрывать свою финансовую деятельность им сложно психологически. Коммерческие структуры не привыкли раскрывать всю информацию по финансовой деятельности. Однако публиковать информацию в Сети приходится несмотря ни на что. Специально создавать Интернет-страницы своей организации необязательно. Разместить сведения можно и на сайте мэрии. Как показывает практика, некоторые УК пренебрегают своей обязанностью отчитываться перед собственниками жилья. А те отчеты, которые и предоставляют, содержат более чем общие цифры. Сколько потратили на благоустройство, на текущее содержание – эти суммы даются сразу по всем обслуживаемым домам. Сколько тратится на конкретный дом – неизвестно.
«Конечно, рычаги воздействия на УК необходимы, – считает заместитель председателя Ярославской областной думы Николай Александрычев. - Вопрос отчетности очень важен. Жителей интересует, куда «уходят» их заработки. Однако собственники зачастую сами не понимают, что им должны предоставить. Управляющие компании – коммерческие организации, они не обязаны раскрывать всю свою бухгалтерию. УК обязаны отчитываться перед собственниками только по доходам (расходам) и выполнению работ именно на их доме».