5 сентября губернатор Ярославской области Михаил Евраев устроил встречу с журналистами и блогерами. На ней глава региона рассказал о том, как изменилась наша жизнь с начала года. И о планах на ближайшее будущее, среди которых третий мост через Волгу, десятки рейсов из Туношны и желтые автобусы во всех городах области.
В этом тексте собрали главные тезисы, обещания и заявления от губернатора о нашей жизни.
- Новый мост за три года
- Новые терминалы в ярославском аэропорту
- Поликлиники будут работать до 22:00
- IT-парк за три года
- Переселение чиновников из центра
- Новые автобусы всем
Новый мост за три года
Проект Карабулинской развязки с 50-летней выдержкой, похоже, сдвинулся с мертвой точки. По заявлению Михаила Евраева, федеральный бюджет должен выделить деньги на первый этап строительства уже в 2025 году. Весь следующий год потратят на создание проекта и сметы строительства. Начать развязку решили с третьего моста через Волгу с подъездами к нему.
— Проектировать будем за наш счет, а с 2025 года нам выделяют деньги на строительство. Торги на строительно-монтажные работы мы сможем провести уже в 2024 году. Мы сделали технико-ценовой аудит за свой счет, на всё порядка 250 миллионов рублей потратили. Сейчас будем выходить на проект (только моста), подготовка займет плюс-минус год. В конце следующего года — начале 2025 года полагаем провести торги и приступить непосредственно к строительству моста через Волгу с развязкой на Тормозном шоссе планируем. Мы говорим про мост и подъезды к нему. Это порядка 25 млрд рублей минимум. Это вопрос, решенный на федеральном уровне. У нас было два варианта: начинать либо от Толбухина идти, либо с моста. Решили, что лучше с моста, это важнее для жителей. Начинаем с самого главного.
Напомним, развязка с третьим мостом запланирована в генплане Ярославля еще в 1970-х годах. Уже тогда просчитали необходимость этой дороги. За это время было создано два проекта развязки. Первый — в 2009–2010 годах. Но со временем он устарел. Второй проект должна была сделать компания «ГорКапСтрой» за 200 миллионов рублей. Но контракт расторгли в 2017 году по причине того, что фирма не сделала госэкспертизу проекта. Компания с этим не согласна и до сих пор ведет судебные тяжбы за оплату своей работы.
Для строительства самой развязки, по предварительным оценкам, придется изъять 144 земельных участка. Среди них те, где сейчас живут люди. Кроме того, для развязки собираются отщипнуть кусочки территорий у школы № 14, автовокзала, завода «Пролетарская свобода», ГИБДД на улицах Гоголя и Журавлева и даже Министерства обороны Российской Федерации. Мы нанесли на карту все участки, которые планируют изъять, и писали их адреса списком.
Новые терминалы в ярославском аэропорту
Но глава региона уверен, что даже при тяжелой ситуации у некоторых российских авиаперевозчиков ярославский аэропорт можно сделать популярнее. Здесь собираются строить новые терминалы — пассажирский и грузовой. Соглашение о строительстве уже подписано с компанией «Аэрофьюэлз».
— Сейчас пассажирский терминал нашего аэропорта рассчитан на 250 тысяч пассажиров. Этот терминал останется. Дополнительно к нему появится новый терминал на 800 тысяч пассажиров. Мы станем аэропортом-миллионником, — отметил Евраев.
Параллельно будет строиться грузовой терминал на 50 тысяч тонн грузов в год. Сейчас грузовых авиаперевозок через Ярославль почти не выполняется.
— Цифра близка к нулю, — констатировал губернатор.
Открытие новых терминалов также позволит открыть около 300 рабочих мест. По предварительным расчетам, открыться новые терминалы должны в конце 2026 — начале 2027 года.
«Аэрофьюэлз Групп» — топливно-заправочный гигант в России, компания владеет 28 комплексами для заправки воздушных судов и аэропортами в Кургане, Чебоксарах, Липецке и Нижневартовске. Фирма была образована в 2001 году. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредители компании ООО «Аэрофьюэлз Групп» — гендиректор фирмы Владимир Спиридонов (принадлежит 60%) и Александр Спиридонов (40%). На конец 2022 года ООО «Аэрофьюэлз Групп» заработало 16,8 миллиона рублей. «Аэрофьюэлз Групп» считается одним из крупнейших операторов аэропортовых топливно-заправочных комплексов. Интересно, что «Аэрофьюэлз» начал выкупать госакции аэропорта Кургана в 2013 году и практически сразу озвучил идею открыть в Кургане международные направления. С 2015 года аэропорт имеет статус международного, однако рейсы в другие страны там не осуществляются.
Поликлиники будут работать до 22:00
Губернатор предложил радикальную идею, как сделать так, чтобы ярославцы могли чаще попадать к врачам. Продлить рабочий график поликлиник.
— У нас есть острая проблема нехватки врачей. Мы решаем проблему радикально — увеличиваем время работы всех поликлиник до 22 часов. Для врачей это будет добровольно. В вечерние часы будет двойная оплата. Многие врачи выражают желание. Сейчас многие подрабатывают в частных клиниках — там платят больше в 1,5–1,7 раза. Мы сразу делаем в два раза. Не надо будет никуда ходить, можно остаться в своей поликлинике и заработать в два раза больше. Такое решение увеличит доступность медицинских услуг сразу минимум на 10%, — пояснил губернатор.
Ориентировочно такой график работы поликлиник введут с 1 октября 2023 года.
IT-парк за три года
Появилось понимание, когда Ярославль увидит роскошный IT-парк на берегу Которосли от компании «Тензор».
— Если говорить про тот проект, который реализует компания «Тензор», то ничего там не двигалось. И двигаться не могло. Ровно потому, что, чтобы что-то двигалось, нужно было принять новые градостроительные правила. А поскольку у нас здесь центр ЮНЕСКО, согласование требовалось с Министерством культуры, и пришлось приложить большое количество сил, чтобы это согласование получить. В конце весны — начале лета это согласование было получено. И вот сейчас там начало двигаться. Там началось завершение проектирования, и готовятся к строительству. И пойдет теперь быстро. <...> Поэтому и стояло несколько лет. Сейчас вопрос решен. Поэтому я думаю, что в течение двух-трех лет мы получим масштабный проект. Там строительство IT-парка минимум на три тысячи человек, не говоря уже про благоустройство набережной Которосльной и всего пространства вокруг. Мы через три года получим мощный IT-городок, — сказал Евраев.
Компания миллионера Сергея Уварова «Тензор» еще несколько лет назад озвучила свои планы по строительству на месте снесенной гостиницы «Чайка» IT-парка за 3 миллиарда рублей. Отмечалось, что это будет ультрасовременный центр, созданный на основе симбиоза технологий и природы. Мы публиковали фото проекта.
Переселение чиновников из центра
— Идея простая — чтобы наши ведомства (не только правительства, но и муниципальные) постепенно перестали занимать те здания в центре города и прежде всего в зоне ЮНЕСКО, в которых они сейчас находятся, и переехали. Но не на окраину, а недалеко. И при этом чтобы они были максимально сгруппированы. Одно дело, когда надо куда-то ездить, другое — когда можно пройти по коридору и поговорить с коллегой. Так сделано в Астане, где сформировали в одном месте правительственный анклав. Здания, которые будут освобождаться, мы будем на торгах предоставлять инвесторам под отели, музеи, театры, рестораны — под туристическую инфраструктуру, — пояснил Михаил Евраев.
Проект хотят реализовать в течение года-полутора. Здания, куда собираются переселить чиновников, собираются искать на торгах. Но большого выбора, по словам главы региона, нет. Один из возможных вариантов — новое офисное здание на улице Большая Федоровская, 3а.
Новые автобусы всем
— По транспорту половина сделана, осталась еще половина. Выиграли два гранта по 500 млн рублей. Начнем поэтапную замену по районам области. Начнем с Рыбинска и пойдем дальше. Задача сделать так, чтобы весь транспорт в Ярославской области был современным, сельская это местность или городская — без исключения, — рассказал Михаил Евраев.
В Ярославле за апрель — май заменили 653 автобуса на новые желтые. Аналогичные хотят запустить по всем городам области.
Напомним, стоимость последнего этапа транспортной реформы для Ярославской области — около 50 млрд рублей. При этом регион фактически не зарабатывает, а только платит за изменения. Так, выручка за оплату проезда идет непосредственно в бюджет региона, а перевозчики получают фиксированную сумму за то, что вывели автобусы в рейсы и соблюли все правила договора. При этом неважно, сколько людей они перевезли.
— Транспортное обслуживание — это глубоко социальная нагрузка на регион, как врачи, учителя… Там про окупаемость даже близко разговора нет. Ее не может быть. Тариф, который платят люди, никак не соотносится с экономически обоснованным тарифом, потому что экономически обоснованный тариф — порядка 45–50 рублей. А у нас цена поездки — 32 рубля. Остальное из бюджета идет. Мы принимаем эту нагрузку на бюджет, как садики, школы, поликлиники. Мы не планировали, что всё окупится. Разваливающийся транспорт намного экономнее. Но мы хотим современный, а это дорого. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Но это создает атмосферу и другое настроение, — сообщил глава региона.