С конца весны и по середину лета Россию захлестнула волна педагогической жестокости. СМИ из разных городов сообщают о случаях избиений воспитателями малышей в детсадах. В конце мая отец мальчика из Нижегородской области обвинил воспитателей в том, что они организовали избиение его сына. Мол, педагоги держали мальчика за руки и разрешали другим детям его бить. В июне подмосковный городок Лобня закипел из-за видео, где взрослая женщина бьет маленькую девочку по лицу. Малышка сорвала цветок во время прогулки, за что и получила. Ярославскую область печальная тенденция тоже не обошла стороной. В одном из детских садов Тутаева воспитательницу обвинили в том, что она выбросила мальчика в клумбу с цветами.
Мы поговорили с психологом из Ярославля Эллой Белугиной о том, почему воспитатели решаются на рукоприкладство. По мнению специалиста, зачастую у педагогов просто сдают нервы.
— В этом контексте мы ставим вопрос о том, почему люди злятся. Касательно этих ситуаций это будут наши с вами личные гипотезы. Во-первых, это может быть личной историей каждого воспитателя. У кого-то просто могло не хватить сил и энергии, чтобы как-то по-другому обойтись с ребенком. Во-вторых, это может быть история о том, что человек пошел в профессию не по призванию, а от безысходности. То есть, возможно, он не очень подходит для профессии психологически. Ведь для этой специальности нужно быть очень устойчивым человеком, — считает психолог.
По мнению эксперта, помимо личных проблем спровоцировать на жестокость педагога может окружающая обстановка. В условиях нестабильности люди становятся более раздражительными.
— Люди сейчас могут быть очень напряжены. Кроме личных обстоятельств может быть напряжение в обществе. То, что называется бессознательное напряжение. Сейчас в мире и обществе кризисные ситуации наступают одна за другой. И хотя кажется, что жизнь идет своим чередом, внутри человека может быть напряжение. Возможно, воспитательницу это коснулось. Например, ситуация с коронавирусом или ситуация, связанная с военными действиями. Вдруг ее это коснулось? Мы об этом не знаем. Это может быть дополнительным фактором. Но то, что сейчас наше общество и мир в кризисе, добавляет людям злости, агрессии, страха, и человек может не справляться с теми ситуациями, с которыми спокойно справлялся раньше. Сейчас к психологам обращаются люди, которые сами по себе могли бы справиться с определенными ситуациями, но в условиях социальной напряженности у них нехватка сил. Поэтому вполне может быть, что человека «понесло», как говорится. Его захватило состояние аффекта, и он просто не мог себя контролировать, — поделилась мнением Элла Белугина.
Также психолог считает, что одной из причин, которые могут влиять на поведение воспитателя, является высокая нагрузка. Некоторые педагоги не могут справиться с большим количеством детей:
— В третьих, я не знаю, как учителя справляются в школах. Дети сейчас меньше склонны к послушанию, и это проявляется во многих моментах. С одной стороны, это хорошо, так как дети отстаивают свое достоинство. Но с другой стороны, зачастую это вытекает в неправильной форме, поскольку дети могут просто не слушаться воспитателя. Когда воспитатель или учитель работает в большом классе, ему просто нереально найти индивидуальный подход ко всем детям. Когда у тебя 30 человек, это ужасно трудная ситуация. Всё это может привести к тому, что человек просто не справляется и впадает в состояние аффекта.
Боятся ли воспитатели наказания?
При этом, по словам эксперта, люди вовсе не задумываются о последствиях. То есть разъяренный педагог может осознать, что натворил, лишь после того как успокоится.
— Когда человека захватывают эмоции, он не думает о будущем. Об этом речи вообще не идет. Человеку нужно научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не охватывали его так сильно. Большинство людей, на самом деле, этим не занимаются. Мы живем себе и живем. Только ряд людей специально занимается самосовершенствованием, развитием своей устойчивости, развитием эмоциональной сферы. А большинство считают, что они и так справятся. Только подобные ситуации показывают, что это не так. Например, касательно воспитательницы, если с ней случился аффект, ей придется осмыслить, что же произошло. Возможно, она осознает и поймет, что сделала что-то ужасное.
«Что бы ни было, ребенок маленький, а ты взрослый человек»
Но может быть и ситуация, когда человек скажет: «Он меня вывел». Мы же иногда перекладываем ответственность на других. Но если человек осознает, что сделал, то ему нужно будет что-то сделать, чтобы повысить свою эмоциональную устойчивость. Возможно, обратиться к психологу. Важно, чтобы человек исправился и больше не попал в подобную ситуацию. Часто бывает, когда мы злимся на одних, а достается маленьким. Также часто делают и родители. Из-за их проблем они срываются на детях. Мы не умеем обходиться со своими эмоциями и злостью, мы не понимаем, что уже на пределе. Или понимаем, но ничего не делаем, — поясняет Элла Белугина.