Барьерная среда – так называют жизнь в районах Ярославля жители города. Пешеходные дорожки, которых нет, пандусы для неведомого вида колясок и отсутствие заездов вовсе: где заканчивается иллюзия благоустройства и начинается суровая городская реальность?
76.ru вооружился экшн-камерой и показал глазами малышей из маминых колясок, инвалидов в креслах и молодежи на роликах – существует ли она, эта загадочная безбарьерная среда?
Настоящая встряска
– Зато доча засыпает под укачивание, – улыбаясь, говорит Мария Ермолович, мама двухлетней малышки Ярославы, которая едет в коляске под тряску от неровной дороги.
Мы вышли прогуляться по району у дома на Тутаевском шоссе. Рядом – магазины, почта, поликлиника, детские площадки и школа. Спальный район. Молодой маме, а сейчас она снова в положении, приходится немало бегать по делам. Женщин с колясками можно встретить в магазине, на почте, в паспортном столе и даже в суде. Мамы едут по тротуарам, которых нет, перескакивают коляски через лужи и взбираются по высоченным пандусам.
– Я часто пользуюсь общественным транспортом, в нашем районе запустили всего один низкопольный автобус по маршруту №60, – рассказывает Мария. – Чтобы зайти в обычный автобус или троллейбус, приходится буквально впихивать коляску между перилами у дверей. Это действительно опасно для ребенка, которого трясет из стороны в сторону, пока ты пытаешься зайти с коляской в транспорт.
Пока мы гуляли по району, малышка Ярослава устала трястись в своей коляске. Девчушка слезла с нее и ушла играть в песочницу.
«Я там не поеду!»
11-летняя Кристина готова, похоже, горы покорять. Вот только на ее розовой девчачьей инвалидной коляске пока приходится покорять барьеры Ярославля.
В Ярославской области живет больше 2300 человек, которые не могут передвигаться без инвалидной коляски.
Кристина Чуйко занимается танцами, пробовала себя в пении и в спорте. И все это на инвалидной коляске. На жизнь девчонка смотрит бодро:
– Попробуй, догони! – кричит маме Елене, и крутит руками колеса.
Догнали мы Кристину на одном из пандусов вокруг новостройки, куда недавно переехала семья. Девочка кряхтит, старается, но силы рук не хватает, чтобы осилить эту безбарьерную среду.
Уже у продуктового магазина бодрости поубавилось:
– Я там не поеду! – глядя на пандус, морщится Кристина.
Кстати, высота пандусов в Ярославле – одна из основных проблем колясочников. Заезжать и съезжать с большинства пандусов города они попросту боятся из-за высоких углов наклона.
Всего в Ярославле живет больше 60721 инвалидов разных групп. Это больше 10% населения. Из них 1369 человек с поражением опорно-двигательной системы.
– Я хочу отдать дочь в школу в общий класс, – делится мама Елена. – Записались в школу №1, которую представляли, как лучшее место по программе «Доступная среда». Доступность здесь закончилась пандусом на въезде в школу.
Самым безбарьерным местом в Ярославле семья называет центр города. Но и он не без проблем.
– Я очень много передвигаюсь по городу, – делится Елена Савельева, член «Ярославского областного общества инвалидов» Кировского района. – Много где бываю, и знаю все проблемы, которые возникают у людей с ограниченными возможностями здоровья, решивших посетить общественные места. Очень хочется побывать в Волковском театре, но для меня это проблематично. В здании «Миллениума» также есть проблемы. В качестве идеального объекта, где предусмотрено все для инвалидов, считаю, что можно рассматривать «Арену-2000».
По муниципальной программе «Доступая среда в Ярославле» с 2016 по 2020 годы в городе планируют потратить следующие суммы:
Переустройство тротуаров, пересечений с пешеходными дорожками и т.д. – 1,1 млн рублей.
Покупка транспорта со спецподъемником для муниципальных учреждений – 2,2 млн рублей.
Оборудование социально-значимых объектов в Ярославле под возможности инвалидов – 7,3 млн рублей.
Создание условий для инклюзивного образования в школах и других учебных организациях – 4,1 млн рублей.
Оборудование жилых домов и дворов – 35 тысяч рублей.
Данные из постановления мэрии Ярославля от 24 сентября 2015 г. N 1807.
Что сделают уже в 2017 году:
• адаптируют объекты здравоохранения – 8;
• объекты культуры – 1;
• объекты транспортной инфраструктуры – 2;
• объекты образования – 6.