«Каждый настоящий мужчина должен отслужить в армии» – такую мантру-заклинание повторяло не одно поколение советских людей, ибо увиливать от отдачи воинского долга было в те годы настоящим общественным преступлением. С провозглашением перестройки, когда народ стал помаленьку узнавать о дедовщине и прочих казарменных мерзостях, отношение к службе в вооруженных силах резко сменилось на кардинально противоположное.
Но молодой мужской поросли все равно приходилось вставать под ружье – деваться-то было некуда. Москвича Игоря призыв настиг на закате социалистической эпохи – в 1989 году. В воинской части ему сразу же досталась участь козла отпущения и, если так можно выразиться, опущения. Игорька сослуживцы регулярно избивали и не менее регулярно насиловали. Жаловаться командирскому начальству было бесполезно и опасно: за подобное «деды» запросто могли придушить ночью, а руководство все списало бы на несчастный случай. В атмосфере беспросветного отчаянии у парня не выходила из головы шальная идея украсть из ружпарка автомат и положить из него своих обидчиков тут же, в стенах казармы. Но мысль о любящей матери, с нетерпением ждущей домой ненаглядного сына, каждый раз останавливала его от рокового шага. В итоге Игорь тянул лямку «сексуального раба» вплоть до самого дембеля.
Вернувшись после двух лет ада на гражданку, бывший солдат долго приходил в себя после пережитого, а заодно и старался понять, какой он теперь ориентации. К девушкам его уже не тянуло – начались интимные встречи с представителями своего пола. Затем была неподъемная попытка пересилить себя в виде женитьбы. Вроде бы образовалась хорошая молодая семья, родился сын. Но «голубые» наклонности, привитые Игорю в «несокрушимой и легендарной», взяли верх: через несколько лет грянул развод, после которого наш герой вновь стал тесно общаться с гомосексуалистами. Таков был итог обучения в «школе настоящего мужчины»…
Хотя за Игоря можно в определенной степени порадоваться, ибо назад он явился живым и физически здоровым. А вот случаев, когда родители получали сыновей-срочников инвалидами, а то и вовсе в цинковых гробах, сосчитать невозможно. И это во вроде как мирное время. Свидетельствами о вопиющих фактах Интернет напичкан сверху донизу – достаточно двух–трех поисковых слов по заданной тематике, чтобы вам выпала леденящая душу подборка таких историй. Равно как и перечень издевательств, которым подвергаются солдатики в суровых условиях армейщины. Отрадно, что иногда правда вырывается-таки за пределы казарменного забора и становится достоянием всей страны. Например, как горькие участи искалеченного «боевыми товарищами» Андрея Сычева или забитого до смерти пьяным офицерьем Сергея Синконена.
Многие пользователи нашего сайта в комментариях к материалам про военные дела и призыв откровенно вопрошают типа «Зачем нужна такая армия, которая хуже зоны?» и т. п., приводя нелицеприятные воспоминания из собственной биографии. Однако их оппоненты продолжают агрессивно стоять на своем: армия для мужика полезна и баста. Хотя с конкретикой пользы у них иногда возникают непреодолимые сложности.
Сам я в кирзовых сапогах на плацу не маршировал – бог миловал в силу объективных обстоятельств. Но мне донельзя понятна позиция тех, кто всеми силами старается там не оказаться. Хотя в правящих кругах вовсю твердят о том, что после кардинального реформирования российская армия стала напоминать чуть ли не пионерлагерь, где нет никакой дедовщины, зато есть кормежка как на убой и другие земные радости. Но вот так послушаешь рассказы со стороны и лишний раз убеждаешься: до пионерлагеря ох как далековато. Скорее, это в израильской армии пионерлагерь, а в отечественной если и лагерь, то исправительно-трудовой со строгим режимом. Безусловно, пребывание в нем хорошо в воспитательных целях для определенных групп молодых людей. Скажем, тем, кто начинает становиться на противоправный путь или ведет паразитарный образ жизни, не стремясь найти себя. Но зачем облачать в армейский камуфляж подающих надежды ученых, музыкантов, инженеров и т. д., на целый год отрывая их от любимого ремесла, подставляя под удар их будущее, а возможно, и жизнь? Ведь столь долгий перерыв пойдет им явно не на пользу. Плюс психологическая ломка с ее последствиями. Сам знаю несколько примеров, когда человек уходил в армию воспитанным и вежливым юношей, а возвращался огрубевшим мужланом «без тормозов». Зато он, однако, мужик – отслужил!
Хотя разве армейской службой измеряется мужская состоятельность? Вон Владимир Высоцкий воинскую повинность не отбывал, но кто-то рискнет сказать, что он – не настоящий мужчина? Гражданка тоже закаляет душу, делая тебя сильнее и выносливее, в том числе и физически. Все зависит от условий, окружающей обстановки, а также твоих внутренних устоев.
Контрактная армия на порядок лучше и эффективнее той, которая комплектуется методом подневольной рекрутчины. Высокая боеспособность, материальная мотивация, отсутствие неуставных отношений – ну, чем не идиллия? И наболевшая оскомина с уклонистами сразу же самоликвидируется. Только как скоро мы к ней придем, вот в чем вопрос.
Константин Таганов. Родился в 1984 году. Окончил факультет филологии и журналистики. Репортерское ремесло попробовал на вкус еще в школьные годы, начав печататься в периодических изданиях. Постепенно из газетчика переквалифицировался в «интернетчика», поскольку счел данное направление более точно отвечающим духу времени.
Мнение автора может не совпадать с мнение редакции.