Часто приходится читать криминальные сводки, в которых кто-то кого-то убил из ревности. И всегда, читая эти сводки, я изумляюсь: насколько глуп и убог наш человече, что уничтожает светлые чувства (а иногда вместе с ними и любимого человека) собственническими психозами. Но, как показывает практика, ревнивца, как и горбатого, могила исправит.
Расскажу такой случай: в стародавние времена жили-были муж и жена и любили друг друга страстно, отчаянно и по-настоящему пламенно. Только было одно «но»: новоиспеченный муж свою молодую и красивую супругу так же отчаянно и страстно ревновал к каждому фонарному столбу. Вот идут они по улице, и встречает жена своего одноклассника, который здоровается и улыбается. Все ведь хорошо – люди были знакомы 10 лет, сидели за одной партой. Но дома неуравновешенный муж устраивает любимой сцену ревности с криками, топотом ног и битьем рук. Дальше больше. Потом и кулаки в ход пошли, и даже нож, вбитый в стол. Итогом чувственной любви и молодой семьи стал банальный развод. И страх юной жены перед мужчинами. Ведь с ними, как на допросе, – нужно постоянно оправдываться. Кстати, сам муженек, претендовавший на лавры Отелло, как оказалось, гулял направо и налево. Потому, может, и ревновал?
Как часто я слышу от своих знакомых, живущих в официальном или гражданском браке, примерно следующее: «Да все хорошо, живем душа в душу, только одно «но» – ревность… Достало уже!» Ревнивцы не гнушаются залезть в чужой телефон или взломать пароль в социальной сети. Некоторые следят, заказывают частных детективов. А разборки на почве ревности лучше со стороны не наблюдать – сам по кумполу можешь схлопотать. Был я свидетелем подобной сцены – еле угомонил ревнивца. Но, как говорится, где ревность поселилась – не бывать в такой семье покоя. Некоторые до старости своих жен гоняют, а те потом, после смерти супруга, вспоминают их добрым словом. Мол, любил – потому и бил.
На мой взгляд, ревность – это признак ограниченности и глупости. Это, с одной стороны, сродни подростковости с ее неустойчивыми реакциями на внешний мир, а с другой – старческой мнительности, когда из-за маразма кругом видишь врагов. Не зря в мудрой индуистской «Бхагавад-гите» сказано примерно следующее: «Никто никому в этой жизни не принадлежит, мы всего лишь пользуемся мирскими благами». Человек, данный нам в мужья или жены, – не наша собственность, говоря языком бизнеса, это – арендуемая на время живая родственная душа. Мы же не присваиваем себе квартиру, которую снимаем, или работу, на которой трудимся по найму. А вот близкого человека зачастую ой как хочется присвоить. А потом проедать ему до конца дней плешь своим собственным ничтожеством. Мне, как неревнивому человеку, это вообще непонятно. Для меня это как ядерная физика – тьмутаракань сплошная.
Некоторые считают ревность болезнью сродни алкоголизму. Частично соглашусь, так как признаки деградации схожи. Но алкоголизм можно побороть переменой образа жизни, переключением на что-то важное, страшным диагнозом ну и наконец простой кодировкой. А чем побороть ревность? Излеченных от этого «недуга» я чего-то не встречал. Хотя по количеству поломанных судеб он недалеко ушел от брата-алкоголя.
Наверное, надо просто почаще гнать из головы дурь. «Она не пришла вовремя домой, значит, на работе крутит с кем-то роман»… «Да она не пришла, потому что застряла в пробке, потому что зашла в магазин и простояла в очереди, потому что встретила старую подругу…» Но это я понимаю, никогда не ревновавший. А как это вбить в баранью голову ревнивца?
Алексей Морозов. Родился в 1978 году. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве. По специальности драматург. Автор пьес и инсценировок для российских театров. В журналистике около 20 лет, из них семь – в интернет-СМИ. Выступал экспертом на федеральных сайтах «Клуб регионов», Viperson.ru.