В России предприниматели всё чаще открывают свое дело по готовой бизнес-модели. По данным Роспатента, с 2019 года число партнерских соглашений с брендами выросло в 1,5 раза. Франшиза становится альтернативой инвестиционным инструментам: проверенная бизнес-модель и помощь головного бренда снижают риски вложений.
Одним из самых надежных сегментов франчайзинга является продуктовый ретейл. Выручка в нем растет в среднем на 15% в год в течение последних десяти лет. Кроме того, Ярославская область вошла в топ-20 регионов, где предпринимателю проще всего начать бизнес в сфере офлайн-торговли, согласно исследованию торговой сети «Пятёрочка» и «Авито Недвижимость».
На рынке существуют разные модели франчайзинга — прямой и обратный. Главное их отличие — в степени поддержки и вовлеченности головного бренда. Обратная франшиза позволяет уменьшить предпринимательские риски и получать постоянную поддержку от партнера, который подскажет, как действовать в той или иной ситуации, поделится экспертизой и собственными маркетинговыми и аналитическими инструментами. По такой модели как раз и предлагает открывать новые магазины торговая сеть «Пятёрочка».
Как работает модель обратной франшизы?
«Пятёрочка» успешно работает по модели обратной франшизы: на сегодняшний день франчайзинговая сеть насчитывает 391 магазин в более чем 30 регионах России.
Формат предлагает полностью готовое решение для открытия бизнеса: франчайзи покупает право вести бизнес под торговой маркой сети, а франчайзер, то есть «Пятёрочка», осуществляет все управленческие функции по товарообороту, ценообразованию, логистике и маркетингу. Также торговая сеть помогает найти и проанализировать локацию для открытия, консультирует по подбору и обучению персонала, а также постоянно оказывает помощь в решении юридических и финансовых вопросов.
Кроме того, торговая сеть финансирует первоначальную «затарку» — около 7–8 млн рублей — и его дальнейшее пополнение. «Пятёрочка» делит стартовые инвестиции вместе с партнером и поэтому так же, как и он, заинтересована в прибыльности франчайзингового магазина.
Что нужно для открытия франшизы?
Если потенциальный партнер приходит с собственным помещением, «Пятёрочка» помогает оценить его перспективы, а если помещения нет — предлагает варианты локаций: для этого у торговой сети есть автоматизированная система, которая создана на основе данных и экспертизы за 25 лет работы компании. Система позволяет с точностью до 90% заранее предсказать, каким будет товарооборот в конкретной точке города. Кстати, удачным может оказаться расположение не только в крупных городах, но и в небольших поселениях или туристических локациях региона.
Франчайзи осуществляет первоначальные инвестиции в ремонт помещения для магазина и оборудование, а после открытия занимается операционным управлением точкой.
Инвестиции в открытие одного магазина составляют около 20 млн рублей. Из них 7–8 млн рублей — на ремонтно-строительные работы, 11 млн рублей — на закупку оборудования и 500 тысяч рублей — паушальный взнос.
Какая прибыль и срок окупаемости?
Франчайзи не платит роялти. После открытия партнер ежемесячно получает агентское вознаграждение — долю от выручки магазина в размере от 20–22%. Срок окупаемости составляет не более 36–42 месяцев, то есть рентабельность инвестиций может составлять 33% годовых.
Например, при открытии точки площадью 400 м2 и инвестициях на старте 20 млн рублей расчет может быть следующим. Выручка магазина в месяц будет составлять около 11 млн рублей, значит, агентское вознаграждение франчайзи — 20%: 2,2 млн рублей. При средних ежемесячных расходах (в том числе на аренду) 1,6 млн рублей, чистая прибыль в месяц составит 600 тысяч рублей, а срок полной окупаемости — 33 месяца, то есть 2,8 года.
Почему «Пятёрочка», а не собственный магазин?
Торговая сеть существует на российском рынке уже 25 лет, и на сегодняшний день количество торговых точек составляет более 21 тысячи в 72 регионах. Для сети важно, чтобы для покупателей магазины франчайзи были неотличимы от собственных по уровню сервиса, ассортименту и внешнему виду, поэтому и выбрана модель обратного франчайзинга, минимизирующая предпринимательские риски для партнеров и репутационные — для самого ретейлера.
Примечательно, что после успеха с одним магазином большинство партнеров стараются быстро масштабировать бизнес. 58% франчайзи «Пятёрочки» запустили сразу несколько точек, а 11% — более десяти магазинов. Это лучше всего иллюстрирует эффективность бизнеса по франшизе узнаваемого бренда и с постоянной поддержкой крупной сети, обладающей опытом и экспертизой.
Как присоединиться к «Пятёрочке» в качестве франчайзи?
Чтобы приобрести франшизу и стать партнером федерального ретейлера, достаточно оставить заявку на официальном сайте.