Магазинов, работающих в экономсегменте, становится всё больше. Свои покупатели, безусловно, есть у каждого из них. Недавно мы делали репортаж из хозяйственного магазина с низкими ценами «Галамарт» в ТЦ «Аура». А сейчас решили пройтись по магазину экономсети, которая пришла в Ярославль одной из первых, — «Светофор». В настоящее время в городе работает несколько таких торговых точек. Мы побывали в той, что находится в районе Суздалки. Вернее, уже за ее пределами — на территории Ярославского района в поселке Нагорном на улице Дачной.
Покупатели со средним доходом и ниже
На сайте «Светофора» указано, что его формат — «жесткий» дискаунтер. Главная цель магазинов сети — обеспечить население товарами по самым низким в регионе ценам. Достичь этого, по данным самого же дискаунтера, удается за счет прямой работы с поставщиками, минимальной торговой надбавки, ассортименту, который позволяет покупателям не переплачивать за раскрученный бренд.
— Покупатели «Светофора» — это прежде всего люди, которые умеют считать свое время и деньги. Большая часть — семейные люди с доходом средний и ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин 1–2 раза в неделю, — говорится на сайте компании.
«Жесткий» дискаунтер — это магазин, выставляющий минимально возможные цены и экономящий на всём, включая оформление торгового зала.
«Светофор» на Дачной улице расположился между металлобазой и автомойкой на отдельной огороженной территории. Покупатели в основном приезжают сюда на машинах. Толпы желающих закупиться по низким ценам мы внутри магазина не обнаружили. За час, что мы провели в магазине, сюда зашло около 15–20 покупателей.
Кто был в «Светофоре», знают, что торговый зал оформлен аскетично. По сути, это один большой ангар, где на палетах выставлен, а иногда и просто навален товар. Есть отдельный отдел-холодильник с мясом и молочкой, овощной закуток.
Стоит всё действительно недорого. Большая часть товара — с большим сроком годности, чтобы мог пролежать, пока не купят. Но те продукты, которые не рассчитаны на долгое хранение, в «Светофоре» портятся. Например, за 45 рублей 90 копеек за килограмм здесь предлагают купить уже пожелтевшую пекинскую капусту, а за 32 рубля за килограмм — покрывшиеся пятнами лимоны.
Еще одно отличие от привычных нам «Пятерочек», «Магнитов» и «Дикси» — совершенно другие бренды и неокругленные до рублей цены. Не особо здесь распространен и мейнстрим с ценниками по 99 рублей или 99 копеек. Вот примеры брендов и цен от «Светофора»: сок Yesta от комбината алкогольных и безалкогольных напитков из Смоленской области продается за 57 рублей 60 копеек, макароны от владимирской компании «Мукомол» — за 40 рублей 10 копеек, электрический чайник от производителя из Узбекистана — за 513 рублей.
«80% не для меня»
Что здесь пользуется спросом? При нас один из покупателей взял квас, женщины рассматривали посуду и шторы, бытовую химию. Хмурый пожилой мужчина вышел из «Светофора» с бутылкой водки и большой банкой селедки. Мы поспрашивали некоторых покупателей, что они думают о товарах из «Светофора».
— Мне здесь нравится мороженое — вкусное! Еще беру овощи, зелень. Но 80% того, что продают, по качеству не для меня, — признался Александр, который живет недалеко от магазина и периодически приезжает сюда за покупками.
Еще одна покупательница Анна поделилась, что пришла в магазин в первый раз.
— Мне понравился ассортимент. Купила держатель для кустиков на дачу, — рассказала она.
Дмитрий, вынесший из «Светофора» несколько пакетов, в одном из которых явно звенели бутылки, сказал, что работает недалеко, и поэтому иногда заходит в магазин:
— Я нечасто сюда захожу. Сейчас купил картошку — меня попросили. Она здесь вкусная и дешевая — по 16 рублей. Удивительно, что еще есть такие цены!
Кто и сколько зарабатывает на «Светофорах»
Первые магазины сети открылись в России в 2009 году — в Красноярске и Ачинске Красноярского края. Постепенно сеть заходила и в другие регионы. К 2015 году количество ее торговых точек превысило 550. В 2017 году компания открыла новый формат и новый бренд — гипермаркеты «Маяк». В том же году сеть вышла на международный уровень — магазины начали открываться в странах СНГ, Румынии, Германии, Литве, Польше, Украине, Сербии. В части стран компания работала под торговой маркой MERE.
Основатели сети «Светофор» — семья Шнайдер (супруги Валентина и Иван, а также их сыновья Сергей и Андрей). До этого они занимались продажей пива и слабоалкогольных напитков. Также среди совладельцев «Светофора» упоминаются бизнесмены Валерий Яковлев и Андрей Вейкулайнен, которые в разное время руководили частью фирм.
В 2021 году Валентина Шнайдер вместе семьей попала на 182-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Издание оценило их состояние в 650 миллионов долларов. Кроме того, в том же Forbes сообщили, что по оценке агентства Infoline сеть «Светофор» в 2020 году вошла в топ-10 самых быстрорастущих российских продуктовых сетей. Выручка компании за год выросла почти на 39% и составила 201 млрд рублей. А по итогам 2023 года — уже 400 млрд рублей.
В апреле 2024 года в уже мировой рейтинг Forbes попал Сергей Шнайдер. Он оказался на 2152-м месте. По оценке издания, его состояние доросло до 1,4 миллиарда долларов. В Forbes сообщили, что сейчас именно Сергей является основным владельцем компаний, работающих под брендом «Светофор». У его брата Андрея — вторая по величине доля. Их отец Иван и мать Валентина продолжают владеть долями в некоторых компаниях.
В регионах сетевыми магазинами «Светофор» управляют компании под названием «Торгсервис». В каждой области к этому названию добавляют порядковый номер региона. Например, в Челябинске — «Торгсервис 74», в Санкт-Петербурге — «Торгсервис 78», в Новосибирске — «Торгсервис 54». У каждой такой компании обычно свой состав владельцев. И, как правило, в него входит кто-то из семьи Шнайдеров.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ярославскими магазинами «Светофор» владеет тверская фирма «Торгсервис 69», зарегистрированная в городе Вышний Волочек. До 2018 года ее учредителями были Валентина, Иван и Андрей Шнайдеры, Валерий Яковлев и Андрей Вейкулайнен. А в 2018 году компания перешла под управление АО «Инвест Стандарт», зарегистрированного в Ярославле. Имя владельца АО «Инвест Стандарт» сейчас в открытых источниках не упоминается. При этом интересно, что та же ярославская компания АО «Инвест Стандарт» стала владельцем и «Торгсервисов» из ряда других регионов. Например, «Торгсервиса 150» из Люблино, «Торгсервиса 50» из Наро-Фоминска, «Торгсервиса 71» из Тульской области.
Чистая прибыль «Торгсервис 69» за 2023 год составила 152,7 млн, АО «Инвест Стандарт» — 1,2 млрд рублей.
Напомним, также мы делали обзор экономмагазина «Еще», где можно купить и продукты, и одежду, и другие товары. Торговая сеть пришла в Ярославль относительно недавно. Она оказалась связанной с крупнейшим российским ретейлером детских товаров — «Детский мир». У компаний общие руководитель и адрес регистрации.
А вы закупаетесь в «Светофоре»?