44-летний Алексей Ильичев родом из Рыбинска. В октябре 2022 года он ушел добровольцем на СВО. Вернулся оттуда со статусом ветерана боевых действий и инвалида — в боях лишился ноги. Сейчас из-за травмы служба для мужчины осталась в прошлом. Но испытывать его судьба продолжает до сих пор. Уже четыре месяца Алексей не может получить положенный ему протез. А причина — в том, что у него нет заключения военно-врачебной комиссии. И пройти ее рыбинец никак не может.
Фосфором сожгло ногу
Алексей отправился на СВО из рыбинской колонии. Признался, что сидел с 2016 года, до освобождения оставалось еще несколько лет.
— Я отбывал срок в ИК-12 Рыбинска. К нам приехали и спросили, кто готов поехать. Я сразу сказал, что поеду. Понимал, что нужно защищать людей. Мне подписали помилование, и 2 октября мы отправились в сторону границы с Украиной. 3 октября уже были в Луганске. Нас собрали в здании какой-то школы, переодели, выдали оружие. Там же мы и подписали контракты. Только нас оттуда увезли, как в эту школу произошел прилет. Не знаю, уцелели наши документы или нет, — рассказал мужчина.
По словам Алексея, сначала у новобранцев проходили тренировки на полигоне. Затем их отправили «за ленточку». Алексей числился пулеметчиком. 27 октября под Соледаром Алексей получил ранение — лишился ноги.
— Я попал под фосфор — нога полностью сгорела, — объяснил он.
Справку не дают четыре месяца
Алексея увезли в госпиталь в городе Стаханове под Луганском, там сделали операцию. Потом перенаправили в больницу в городе Ровеньки на этой же территории.
— Там я пролежал полгода. К тому времени у меня уже закончился контракт. К нам в госпиталь приехало руководство, выдали документы, сказали, что я свободен, можно ехать домой. Причем я был прикомандирован к одной части. А когда выдавали документы для отправления домой, уже указали другую часть. Я спросил почему. Мне сказали, что ее уже нет, — говорит Алексей.
Добираться до Рыбинска ему пришлось своим ходом.
— Доехать до Москвы помогли волонтеры, а оттуда уже забрали родственники, — рассказал Алексей.
Приехав домой, он начал хлопотать о протезе. Но оказалось, что для его получения требуется заключение военно-врачебной комиссии о степени тяжести ранения. И тут возникла проблема — получить этот документ рыбинец не может уже несколько месяцев.
— Когда я уезжал из больницы в Ровеньках, мне сказали пройти комиссию по месту жительства. Но по месту жительства мне отказали. Говорят — что нужно проходить комиссию там, где я проходил лечение. А как мне туда добраться? Без ноги. Да и денег на дорогу нет. В нашем военкомате отправили запросы в воинские части, где я числился, оттуда — ни ответа, ни привета, — пояснил Алексей.
Как быть дальше, мужчина не знает. Пишет обращения в различные инстанции, но дело с мертвой точки пока не двигается.
— Меня везде футболят, — пожаловался Алексей.
Последнее заявление он 9 августа отвез в ярославскую приемную президента. Его пообещали рассмотреть в течение 30 дней.
В распоряжении редакции имеются копии документов участника СВО Алексея Ильичева: удостоверение ветерана боевых действий за подписью ярославского военкома, справка о прохождении военной службы с 3 октября 2022 года по 5 апреля 2023-го, справка о временной нетрудоспособности и выписка из журнала ведения боевых действий войсковой части от конца октября 2022 года.
«Проблема приобретает серьезный характер»
Ситуацию нам прокомментировал уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин, который сейчас подключился к решению проблемы новоиспеченного ветерана боевых действий.
— Устное обращение по телефону от ветерана СВО, жителя Рыбинска поступило к нам 7 августа. В настоящее время ждем от него копии документов, чтобы подготовить необходимые запросы.
«К сожалению, подобного рода обращение — о длительном неполучении справок о тяжести ранения или заключений ВВК — у нас не единственное»
— Причем в интересах военнослужащих по этим вопросам обращаются даже депутаты, не сумев добиться результатов своими силами. Например, в феврале депутат Ярославской областной думы просила оказать содействие в интересах жителя Борисоглебского района — участника СВО, который получил ранение еще в августе прошлого года. Каждый госпиталь, в который она обращалась по просьбе родственников военнослужащего, отказывался выдавать эту справку о тяжести ранения, уверяя, что это не их компетенция, и перекладывая эту функцию на другое лечебное учреждение. В другом случае военнослужащий из Рыбинска, в интересах которого также обратился депутат облдумы, кроме единовременной выплаты по ранению, не получил еще и денежное довольствие за тот месяц, что находился в госпитале. Эти проблемы удалось решить через обращения в главную военную прокуратуру России. Начиная с июня нынешнего года, часть обращений подобного рода взял на себя региональный филиал Фонда «Защитники Отечества». С его руководителем Натальей Константиновной Кравчук заключено соглашение о сотрудничестве, и мы работаем в тесном взаимодействии по многим вопросам, касающимся помощи участникам и ветеранам СВО, — сообщил омбудсмен.
Обратиться в новый фонд «Защитники Отечества» можно даже через соцсети.
Омбудсмен также добавил, что намерен проинформировать уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяну Москалькову о том, что проблема получения военнослужащими необходимых документов для оформления положенных выплат и льгот приобретает серьезный характер. Чтобы вопрос был поднят на федеральном уровне.