Жизнь в центре Ярославля для многих кажется заманчивой. Но не для тех, кто остался в здании № 4а на улице Депутатской. Это самое сердце города — двухэтажный домик спрятан во дворе, из которого открывается вид на здание правительства. Вот только жилыми в нем сейчас остались всего три маленькие комнаты бывшей коммунальной квартиры № 4. Остальные распроданы под офисы.
В первой живет 70-летняя Татьяна Варнакова, во второй — 95-летняя Тамара Боброва, третья пустует — вход в нее запечатан из-за обвалившегося несколько лет назад потолка. Комнаты Татьяны Варнаковой и запечатанная — муниципальные (Татьяна Михайловна живет в своей по договору соцнайма). У Тамары Бобровой жилплощадь приватизирована. Из некогда жилого прошлого этого дома женщинам еще остались кухонька и туалет. Все остальные помещения в здании — это различные конторы.
«Ты в центре живешь — радуйся!»
В узком коммунальном коридоре напротив входа в комнату Татьяны Варнаковой — железная дверь. За ней ежедневно кипят трудовые будни какой-то компании. Рядом — еще один офис.
— Они приходят к 08:30 на работу, заканчивают в 18 часов. Так и живем, — рассказала Татьяна Варнакова.
Сюда женщину после свадьбы в 1971 году привел муж. Правда, отношения у супругов не заладились — после нескольких лет совместной жизни они разошлись.
— Пил, бил, гулял, — кратко и емко описывает Татьяна Михайловна бывшего мужа.
У супруга была еще одна жилплощадь, доставшаяся ему по наследству, — после развода он съехал туда. А Татьяна Михайловна с сыном остались в коммуналке.
— Нас тут раньше как тараканов было, — вспоминает женщина.
Но постепенно жилье в доме в самом центре города стало вытесняться офисами — собственники продавали свои комнатки предпринимателям и переезжали в другие места.
— Не помню, когда это началось. При Волончунасе еще, — говорит Татьяна Михайловна. — Я ходила к нему, просила помочь нам. А он сказал: «Ты в центре живешь! Вот живи и радуйся!» На этом наш разговор закончился.
Сначала нежилым стал первый этаж двухэтажного дома, а затем офисы начали расползаться и по верхнему этажу, беззастенчиво захватывая пространство вокруг жилых комнат. В 1991 году Татьяна Варнакова встала в очередь на улучшение жилищных условий. Тогда из армии возращался ее сын, и жить вдвоем в маленькой комнатушке было неудобно. По сведениям женщины, спустя 30 лет она в списке только 66-я. Когда подойдет ее черед, неизвестно. За это время сын уже обзавелся своей семьей и уехал на съемную квартиру. Татьяна Михайловна позволить себе такого не может, поэтому продолжает жить среди офисов.
«В туалет неудобно ходить. Всё слышно»
— У меня комната — 10 квадратных метров. С общей кухней — 15. Тесно настолько, что даже кошку не завести. Ванны, душа у нас нет — мыться я езжу к родным, а соседка — в баню. Постирать белье никак, посушить тоже — здесь офисные работники постоянно ходят. Не скажу, что они шумные, но бывает, дверями хлопают — нам побелка на головы сыплется. В туалет и то неудобно ходить. Здесь всё слышно: я слышу, как они разговаривают за стенкой, они слышат, как я чихаю и кашляю. Сами они в наш туалет не ходят. Для них сделан отдельный — на первом этаже. Они сейчас делают ремонты, лестницу покрасили, а мы как были в грязи, так и остались. У нас последний раз косметический ремонт был в 1970 году, — говорит Татьяна Михайловна.
Дискомфорта добавляет и то, что творится за окном, — там обратная сторона ресторанов, которые фасадами выходят на улицу Депутатскую.
— Из окна тянет не пойми чем, крысы бегают, машины ездят, вентиляция шумит. У нас тут еще кальянная. Они как окна откроют — мы задыхаемся. Хорошо еще помойки прибрали, а то до этого по нескольку дней отходы копились. Сюда недавно губернатор Михаил Евраев приходил, вот после его визита и убрали, — рассказала пенсионерка.
Мечта — однушка поближе к больницам
Мечта Татьяны Варнаковой — чтобы ее переселили. Самой ей хотелось бы получить однушку на Пятерке — поближе к больницам, куда людям в возрасте приходится ходить часто.
— Я в последний раз обращалась за помощью к властям в 2017 году. Написала письмо Миронову — он тогда еще губернатором был. Но ни ответа ни привета мне не пришло, — пожаловалась женщина.
Надежды на то, что ей все-таки когда-то удастся выбраться в более комфортные условия, у Татьяны Михайловны уже практически нет.
В мэрии Ярославля по ситуации нам ответили вот что:
— Наниматель комнаты № 4 в квартире № 4 дома № 4а на улице Депутатской состоит на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005, состав семьи — 2 человека (зарегистрировано по месту жительства 3 человека). По данной очереди предоставляются субсидии для приобретения жилья таким категориям, как инвалиды, ветераны боевых действий, реабилитированные, участники ЧАЭС и др. На учете малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, жители дома не состоят. Жилые помещения могут быть предоставлены только по решению суда.
Другими словами, несмотря на то что женщина находится в очереди, приоритет в ней по правилам отдается перечисленным категориям и малоимущим гражданам. Если Татьяна Варнакова хочет побыстрее добиться переселения, то ей нужно обращаться в суд и через него отстаивать свое право.
Напомним, 15 мая по Первому каналу в программе «Мужское / Женское» показали жителей дома на улице Златоустинской в Ярославле. Люди живут в разваливающемся здании, которому уже 126 лет. Здесь осыпаются стены и потолки, всюду плесень, дыры в полах.