Времена сейчас тревожные: тут и там говорят про ядерную угрозу, Москву атакуют сотни беспилотников. Иной раз охота выкопать себе бункер, как в фильме «Взрыв из прошлого», и прожить в нем лет эдак 30.
Пока вы гоните от себя эти нереалистичные мысли, ярославская семья взяла и сделала.
«Взрыв из прошлого» — фантастическая мелодрама 1998 года. Действие фильма начинается в 1962 году, в период Карибского кризиса. Боясь ядерной войны, американский ученый построил для своей семьи убежище. В полной уверенности, что миру настал конец, ученый, его жена и сын Адам прожили в бункере 30 лет. Все шло своим чередом, пока Адам случайно не оказался на поверхности в Лос-Анджелесе 90-х.
В июне 2021 года случайно обнаружилось: жильцы первого этажа дома № 14к2 на Кооперативной улице из трешки в центре Ярославля сделали двухъярусные хоромы, соорудив вход в подвал. Как так вышло и почему другие жильцы негодуют — в этом материале.
Расширились вглубь больше 20 лет назад
Осенью 1999 года чете Чуркиных пришла идея: а не использовать ли под семейные нужды подвал? Тогда не было общедомового имущества, формально подвал был муниципальной собственностью.
Из судебного акта по делу: «До введения в действие Жилищного кодекса РФ все помещения подвалов были включены в реестр муниципальной собственности, и согласно действовавшему на тот период времени законодательству, правом на их распоряжение обладала соответствующая муниципальная структура. На территории города Ярославля это Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля». Жилищным кодексом РСФСР порядок использования собственниками квартир в многоквартирных домах подвалов не регулировался. Жилищный кодекс РФ начал действовать 1 марта 2005 года.
Хозяин квартиры Василий Чуркин был подкованным человеком: 2 декабря 1999 года он с семьей получил от комитета по управлению муниципальным имуществом «разрешение на передачу в безвозмездное пользование подвального помещения», находящегося под их квартирой.
После этого семья огородила часть подвала стенами, провела туда проводку и вентиляцию. В комнате обустроили что-то вроде кабинета: письменный стол, компьютер. Позже поставили массивный диван, стены и полы украсили пестрыми мохнатыми коврами. На потолок водрузили советскую люстру с абажуром. Проход в новую комнату оборудовали в полу уборной.
Сантехники 20 лет не замечали стену
Шли годы. После трудных рабочих дней, вероятно, Василий Чуркин прибредал домой, а потом бежал в туалет. Минуя фаянсовый унитаз, спускался в подвал, чтобы отдохнуть на диване. Никто из соседей о происходящем не знал, а сантехники долгие годы почему-то не замечали, что в общем подвале появилась частная жилплощадь.
В 2015 году Чуркины устроили собрание жильцов дома и провели голосование: нет ли противников квартиры в общем подвале? И хоть соседи претензий не высказали, Чуркины не сообщили о расширении квартиры в управляющую компанию. Эта оплошность стала началом бункерного конца.
«Было инициировано внеочередное общее собрание, которое оформлено протоколом № 2 от 07.11.2015. Пунктом 7 данного протокола Чуркину В. Н. было согласовано право на использование подвального помещения под своей квартирой. По мнению истца по встречному иску [Василия Чуркина], процедура получения решения собственников на пользование подвальным помещением была соблюдена», — сказано в судебном акте.
В июле 2016 года, спустя почти 17 лет после появления «убежища», жильцы дома подписали договор управления с УК Кировского района.
Начало бункерного конца
Соседям стало известно о бункере в 2018 году. Жительница дома Ольга Красотина решила заменить в квартире батареи. Когда она вместе с сантехником спустилась в подвал, увидела глухую стену, закрывающую коммуникации. Вскоре выяснилось, что доступ за стену могут предоставить только Чуркины. Однако семья, по словам Ольги, отказала ей в грубой форме.
Спустя несколько лет, в июне 2021 года, убежище было обнаружено коммунальщиками.
«Выявлено наличие в помещении ванной комнаты лаза с лестницей в подвальное помещение, используемое под подсобное помещение. В ходе внеплановой выездной проверки департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области установлено наличие в подвальном помещении участка стены (<данные изъяты>), не указанной в техническом паспорте дома», — говорится в судебном акте по делу.
«В помещении ванной комнаты выявлен лаз с лестницей в подвальное помещение»
Представители управдома, мягко сказать, удивились находке. И начали усиленно требовать от Чуркиных объяснений. Сначала в ноябре 2021 года УК потребовала документы, которые бы разрешали подобную перепланировку. Владельцы бункера ничего не прислали.
Потом в январе 2022 года на имя Василия Чуркина было направлено повторное предписание. Мол, если не предоставите разрешающие документы, комнату придется сносить, а в подвале будут жить только дворовые коты. Ответа не последовало. 7 февраля 2022 года УК Кировского района составила акт неисполнения предписаний.
Эпохальный суд
18 мая 2022 года представитель УК обратился в суд. Василий Чуркин в свою очередь подал встречный иск. Началась борьба за сохранение убежища на случай апокалипсиса для отдыха.
УК привлекла в суд почти всех жильцов дома, региональный департамент государственного жилищного надзора, муниципальную жилищную инспекцию мэрии Ярославля, территориальную администрацию. Со стороны истца было заявлено почти 100 участников процесса. Со стороны ответчика Василия Чуркина — меньше десяти.
В зале суда соседи разделились на два лагеря: те, кто против сноса бункера, и те, кто всеми руками за. Кто-то говорил, что Чуркины вечно хамят, кто-то был недоволен начислением квартплаты за общедомовое имущество, которое семья использовала в личных целях.
«Третье лицо Соколова Г. А. в судебном заседании пояснила, что многие не пришли на собрание, о котором говорил представитель ответчика. В повестке дня не было указано, что Чуркина Т. В. возвела стену и хочет это узаконить. На листе голосования не было указано, за что жильцы голосуют».
«Чуркины постоянно вводят жильцов в заблуждение, на все вопросы отвечают грубо»
Слово в суде дали и хозяйке бункера Татьяне Чуркиной. Она объяснила, что в подвале никто не проживает, а слесаря они с Василием пускают исправно.
«Чуркина Т. В. в судебном заседании пояснила, что в спорном помещении никто не проживает. Мебель в данном помещении старая, никто ей не пользуется. Для обслуживания общедомового имущества приходит слесарь Сергей, Чуркины его пускают в это помещение», — говорится в судебном акте.
Придется жить без убежища
Судья, выслушав все стороны и мнения по гражданскому иску, пришел к выводу, что Василий Чуркин должен снести стену подвальной комнаты, а также заплатить 6-тысячную пошлину в счет УК. Это решение Василий может обжаловать в течение месяца.
«Принимая во внимание характер и сложность указанных работ, суд полагает необходимым установить для их выполнения срок, равный трем месяцам со дня вступления решения суда по настоящему гражданскому делу в законную силу», — говорится в судебном акте.
Встречный иск Василия Чуркина к управляющей компании о сохранении помещения оставили без удовлетворения.
Никаких больше вечеринок. В бункере.