Ежегодная акция «Черная пятница», во время которой магазины обещают скидки на товары, длилась в Ярославле несколько дней. Многие надеялись на распродажи, чтобы экономно обновить гардероб. Но увы, не всегда ожидания совпадают с действительностью.
Публикуем мнение корреспондента 76.RU Алины Шибаевой о том, как прошла акция в ярославских масс-маркетах в этом году. Далее от первого лица.
Чёрная пятница — это общемировая распродажа, корни которой уходят в Америку. Это — первая пятница после Дня благодарения в США. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году.
Позже традиция распространилась по всему миру. Во время распродажи ритейлеры делают большие скидки на свою продукцию, люди устраивают в магазинах давку, чтобы урвать вещичку повыгоднее, как это однажды было в Ярославле. Скидки захватывают всё: от бытовой техники до одежды и косметики. В России масс-маркеты обычно растягивают это событие на неделю, выбирая дни, в которые пройдут самые выгодные акции.
В один из последних дней «Чёрной пятницы» я отправилась в крупнейший торговый центр. Помня опыт прошлых лет, надеялась прикупить что-нибудь из одежды с хорошей скидкой. Знаю, что вы сразу скажете: «Да на что ты рассчитывала». Вещи по 300–500–1000 рублей — на это. В этом году я покинула молл в смешанных чувствах и с одним бумажным пакетом в руке. Распродажа вышла откровенно скудной.
Ценник порадовал только в уходящем из России бутике Monki — шведский бренд, дочерняя компания H&M, останавливает свое присутствие в нашей стране. Покидая ярославский торговый центр, магазин распродает вещи фактически по бросовой цене. Трикотажные лосины по 250 рублей, жакет за 1000 рублей и осеннее пальто за полторы — это выгодно. Правда, вещи за бесценок расхватали в первые же дни, оставив на рейлах и вешалках несколько моделей в одном-двух размерах.
Российский Befree хоть и устроил акцию — 50% на белые ценники, но явно пожадничал, взвинтив цены. Например, за половину стоимости готовы были отдать легкую искусственную шубку с тонким подкладом, первоначальный ценник которой значится 9900 рублей. В то время как аналогичная модель в Sinsay висела за 4500 без скидки. Получается иллюзия выгодной сделки, если в соседнем бутике такая же цена без «Чёрной пятницы».
В самом Sinsay ценник был как в обычные дни. Компания не стала делать накрутку, но при этом особо и не расщедрилась — скромный акционный баннер извещал покупателей о скидке в 50% на вторую вещь. Обыкновенно такое предложение радует постоянных покупателей, а не зевак, которые, гуляя возле магазина, решили в него заглянуть в этот скидочный день.
House, который совсем недавно был польским, тоже особо не отличился — выставил несколько рейлов с вещами по распродаже. В основном скидка на одну вещь варьировалась от 200 до 800 рублей.
Пятничная ноябрьская распродажа, о которой трубили баннеры, в этом году была похожа на маленькую скромную ярмарку. Бутики зарубежных брендов, что больше других радовали распродажами, отделались акциями на увеличение среднего чека: предлагали скидку на вторую/третью вещь или 3=2. Многие распродажные модели не привлекали к себе внимания, а вещи из новой коллекции стоили в разы дороже.
Похоже, ковидная весна 2020-го, а затем кризисная 2022-го, ударила по этому сегменту рынка, и раздавать дешево одежду даже из прошлых коллекций бутики не решились. Впереди — новогодние распродажи, но будут ли они такими, к каким мы привыкли? Или россиянам пора забыть о щедрых акциях и распродажах?
А вы закупались во время «Чёрной пятницы?»