Начало военной спецоперации России на Украине спровоцировало ряд экономических последствий. Они напрямую затронули буквально каждого жителя нашей страны. В менее стабильные времена россияне начинают экономить в первую очередь на удовольствиях. Например, на походах в кафе и рестораны. Объявленная президентом частичная мобилизация усилила этот процесс.
Не успевшие восстановиться после пандемии рестораны Ярославля сравнивают два кризисных периода, идущих подряд друг за другом, рассказывая, насколько изменилась ситуация на рынке общепита в 2022 году.
«Гости супергрустные»
Ресторатор Алексей Новиков, занимающийся развитием вок-кафе «Манеки», отметил, что выручка заметно упала после начала частичной мобилизации в регионе. Но пока пандемийные времена для заведения всё же выглядят страшнее.
— Прежде всего, мы увидели снижение выручки, которая стала заметна после объявления частичной мобилизации. Доходило до 30% от обычного оборота. Через какое-то время ситуация выровнялась. Эмоции закончились, и мы увидели возврат гостей, но всё равно падение есть. Сейчас около 20%. Даже по гостям было видно, что они какие-то все супергрустные. Многие сильно переживали, — поделился ресторатор.
«Эмоции закончились, и мы увидели возврат гостей»
По словам Алексея, ситуация на рынке постепенно приходит в норму. Люди продолжают посещать заведения, но уже в меньшем количестве.
— Сейчас мы видим обычную картину потребления. Понятно, что выросли некоторые цены вследствие и СВО, и ситуации в мире. Нам приходится многое оптимизировать, чтобы оставаться на плаву. Мы вынуждены поднимать зарплаты, потому что видим инфляцию. Цены повысить мы не можем. Именно поэтому времена не самые хорошие, — рассказал Алексей.
Алексей отмечает, что после начала СВО происходил отток гостей. Ресторатор даже пытался сделать бронь для своих сотрудников. У него не получилось.
— У нас забрали ребят. Я точно не могу сказать, сколько именно. Но мы примерно в процентах прикидывали. Повестки пришли 15 людям, а забрали 4 из всех ресторанов сети. Это не особо отразилось на всей сети. Было большое количество людей, которые поменяли сферу деятельности или уехали в другие регионы. Мы инициировали запрос в вышестоящие органы, чтобы они сделали бронь для некоторых сотрудников заведения. Но у нас не получилось, — поделился Алексей.
Алексей также прогнозирует, что новогодние праздники смогут улучшить ситуацию, потому что люди захотят веселиться и отвлечься от происходящего.
— Думаю, что новогодние праздники улучшат ситуацию. Сначала мы увидели отток гостей. Каждый из нас в случае опасности прячется, будто бы в норку, а потом привыкает. Ситуация стабилизируется и всё наладится. Мы в любом случае потеряем часть рынка. Обороты также упадут, но я надеюсь, что всё нормализуется хотя бы в мире, — рассказал Алексей. — Именно в это время наша страна должна полностью функционировать, не падать духом, стараться хорошо делать свою работу на местах, сохранять кадры, платить налоги в бюджет и т. д. Рестораны — это один из основных источников получения хороших эмоций, и наша миссия — сделать жизнь горожан лучше и дать им эти положительные эмоции в непростое время.
«Уместно ли устраивать вечеринки?»
Владелец бара Sweet Pepper Юрий Примышев рассказал о ситуации внутри заведения после объявления частичной мобилизации. Он отмечает, что опыт пандемии очень помог в современных реалиях.
— Конечно, происходящее сказывается на выручке. Но это, скорее, вопрос компетенции в работе и управлении бизнесом, стабильности компании в целом. Пока получается решать проблемы по мере их поступления. На удивление полезным оказался опыт пандемии. Уже наработаны решения и антикризисные меры, которые помогают держаться на плаву. Думаю, если не будет ограничений со стороны правительства, то бизнес выстоит и не будет просить помощи в трудный момент, — рассказал Юрий Примышев.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулось заведение, руководство бара решило сделать так, чтобы заведение оставалось местом спокойствия и веселья в трудные для многих времена.
— Мы для себя приняли решение оставаться для своих гостей островком стабильности. Скажу, что это был нелегкий моральный выбор — уместно ли в тяжелые времена устраивать вечеринки, отмечать Хеллоуин или Новый год? Кому интересно осеннее меню, когда новости шокируют каждое утро? Но мы поняли, что именно сейчас людям нужны способы отвлечься и поднять настроение, мы видим этот общественный запрос. Пусть это прозвучит пафосно, но в этом сейчас мы видим свою социальную роль и главное — видим обратную связь от людей.
«Приняли решение оставаться для своих гостей островком стабильности»
Мы также спросили у Юрия о том, как частичная мобилизация непосредственно повлияла на заведение в центре города.
— Частичная мобилизация... К сожалению, это личная информация, не могу ей открыто делиться, но, конечно, нашу сферу это тоже затронуло. Мы приняли решение не обсуждать эту тему, поскольку для многих она болезненна и мы никак не можем на нее повлиять. Пока остается только лавировать и рассчитывать на наработанный опыт, который помогает справляться бизнесу, — поделился владелец бара.
По мнению Юрия, Новый год — особенный праздник для многих россиян. Именно поэтому он ожидает возможный прирост гостей во время праздников.
— Новогодние праздники, конечно, важны в нашей сфере. Часто это возможность продержаться в «несезон». Ведь для россиян Новый год — больше, чем просто праздник. Это особенное время, в том числе новых надежд, символ мирной жизни и просто важная традиция. Но приходится ориентироваться по ситуации: если отследить настроения гостей и уместность мы можем, то с какими-либо правительственными ограничениями было бы справиться гораздо сложнее, это вам скажет любой руководитель нашей сферы, — добавил Юрий.
После Нового года — неизвестность
Юлия Лобузова, управляющая кофейней «Капуцин» в Ярославле, рассказала, что частичная мобилизация ударила и по кофейной индустрии.
— Сильно изменилась ситуация после заявления Путина. Прежде всего, посещаемость. Она очень упала. Думаю, что в большинстве своем из-за того, что многие уехали из России. У нас само по себе семейное кафе, поэтому зачастую приходят именно женщины с детьми. Народа убавилось, ведь многие с семьями уехали. Чек, следовательно, тоже. День на день не приходится. Сейчас выручка упала приблизительно на 30% в сравнении с прошлым годом, — поделилась управляющая.
«Люди боятся, денежки копят»
По словам Юлии, многие перестали ходить в кафе и рестораны, потому что это может ударить по кошельку в период экономической нестабильности.
— Люди боятся, денежки копят. Именно поэтому мало кто приходит сейчас. Когда была пандемия, то удар был посильнее, нежели сейчас. Кроме того, никто из моих сотрудников не попал под частичную мобилизацию. Больше всего работает девушек и молодых людей, которые еще учатся. Никто на работу повестки не приносил, — добавила Юлия. — Новогодние праздники должны улучшить ситуацию. У нас город туристический, поэтому ожидаем приток посетителей. Много гостей приезжает и из Москвы, и из Питера. Тогда будет хорошо, а что дальше — не знаю, — объяснила управляющая кофейней.
Ранее мы рассказывали о том, как заведения переживали введение антироссийских санкций после начала спецоперации. Кроме того, публиковали истории руководителей кофеен, которые делились переживаниями о поставках продуктов в страну.