Есть в Ярославле места, которые хоть раз видел каждый горожанин, но никогда в них не был. Одно из них — церковь Ильи Пророка. Храм — визитная карточка города. Его виды печатают на открытках и магнитах. Церковь — основа для первого регулярного плана застройки города. Центральные улицы лучами расходятся от ее стен.
Возле храма проходят крупнейшие городские торжества. Закрыв глаза, ярославцы легко могут представить, как выглядит церковь Ильи Пророка. Но знают ли они, что скрывают ее двери?
Мы пообщались о церкви с научным сотрудником Ярославского музея-заповедника Еленой Федорычевой. Узнали про усыпальницу с захоронениями, которая до сих пор находится под храмом. Выяснили, как церковь выстояла в страшном пожаре 1658 года и как связана со средневековой эпидемией чумы.
Много храмов в одном
С улицы кажется, что церковь Ильи Пророка — единое здание. На деле это совсем не так. Внутри нее много обособленных маленьких храмов.
— Главный храм — такой классический вариант крестово-купольного. Есть Покровский придел, совершенно замечательный, позже пристроенный Ризоположенский придел, есть небольшой храм Гурия, Самона и Авива — это храм, который был домовой церковью наших храмоздателей купцов Иоанникия и Вонифатия Скрипиных… Ну, и галереи и крыльца, — перечислила Елена Федорычева.
Семья Скрипиных — богатейшие купцы Ярославля ХVII века. Род перебрался в Ярославль из Великого Новгорода после того, как город разгромил Иван Грозный. В Ярославле Скрипины разбогатели на торговле пушниной. Иоанникий и Вонифатий торговали не только в России, но и за границей.
Скрипины поставляли предметы роскоши к патриаршему и царскому дворам. Лично были знакомы с первыми Романовыми — царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем. Кстати, шатровый придел Положения Ризы (справа, если смотреть на церковь со стороны площади) был построен специально для святыни — частицы Ризы Господней. Ее в 1650 году купцам Скрипиным пожаловал второй русский царь из династии Романовых — Алексей Михайлович.
Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа.
А почему Скрипины вообще решили строить церковь Ильи Пророка? Исследователи называют три причины: религиозность семьи, соревновательность между богатейшими горожанами (модно было строить церкви, мол, кто кого перещеголяет в красоте, размерах и богатстве) и желание увековечить фамилию своего угасающего рода (все наследники храмоздателей умерли).
— Как бы ни были богаты купцы, они «смердовичи», они люди третьего сословия — им личную домовую церковь не по рангу иметь. Но они нашли замечательный выход. Они отдельно крыльцо с северного фасада соорудили. Вот это для всех, а там — только они. И по галерее был проход в их домовую церковь.
Семейная усыпальница по церковью, кладбище — на площади
Часто в фантастических и исторических фильмах обыгрываются подземные усыпальницы, склепы и крипты. Оказывается, нечто подобное есть и под церковью Ильи Пророка. В 1644 году храмоздатели Скрипины устроили в подклете храма Гурия, Самона и Авива семейную усыпальницу.
Первое погребение там датируется 1653 годом. Тогда на Руси бушевала эпидемия моровой язвы (чумы. — Прим. ред.), от которой и умерла 27-летняя дочь Вонифатия Скрипина Пелагея. Позже в усыпальнице были похоронены остальные члены семьи и сами храмоздатели. Всего в подклете восемь захоронений.
Если усыпальница существует до сих пор, то кладбище, окружавшее церковь Ильи Пророка, утеряно. Трудно представить, что на Советской площади было приходское кладбище, правда?
— Раньше абсолютно у каждого храма было небольшое приходское кладбище. Все эти кладбища были упразднены в конце ХVIII века, когда шла перепланировка города по регулярным планам. У церкви Ильи Пророка тоже было кладбище, и тоже ликвидировано, — рассказала Елена Федорычева. — Это было необходимо для эпидемиологической защиты города. На кладбище ведь хоронили и тех, кто умер от страшных средневековых болезней. Из-за подземных вод городу вновь могло грозить развитие эпидемий.
Уцелела в страшном пожаре
Средние века в России — время не только эпидемий, но постоянных пожаров, уничтожающих целые города. Ярославль, кстати, выгорал неоднократно. При этом церковь Ильи Пророка осталась цела.
— 1658 год — время великого ярославского пожара. Настолько был страшен огонь... А есть описание, детальное описание, что сила огня перебрасывала трупы через Которосль. Город тогда фактически выгорел. Но смотрите: строительство церкви Ильи Пророка завершилось в 1650-м, а пожар — 1658 года. Она тоже должна была сильно пострадать. Что произошло? Дело в том, что двери и окна были обиты металлом. И поэтому огонь внутрь не попал, — объяснила Елена Федорычева.
И пусть внутрь пламя не попало, огонь объял деревянную кровлю. От жара сильно пострадал иконостас. Храмоздатели на тот момент еще были живы. Восстанавливать иконостас они позвали знаменитого мастера Федора Зубова. Большая часть нижнего яруса иконостаса приписывается его авторству.
Федор Зубов — русский иконописец XVII века. Царский знаменщик — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля.
Дважды хотели снести
Время шло, сменялись эпохи. После того как к власти пришли коммунисты, сохранность храма оказалась под вопросом. Церковь Ильи Пророка быстро закрыли, уже с 1920 года в ней перестали совершаться регулярные богослужения. К счастью, для помещений храма не нашли никакого утилитарного назначения (во многих церквях открывали магазины, склады или клубы), кроме как использовать их под музей.
— Потом два раза пытались храм снести — в 1932 году и в 1937-м. Было две попытки сноса, но как-то получилось, что был выбран компромиссный вариант: в церкви устроили антирелигиозный музей. Тут установили маятник Фуко, бюсты Галилео Галилея и Коперника, — рассказала Елена Федорычева.
Маятник Фуко — маятник, используемый для экспериментальной демонстрации суточного вращения Земли. Назван в честь французского физика Леона Фуко.
Директором музея назначили активного участника Союза воинствующих безбожников Виктора Ковалева. Его агитировали избавиться от ярких фресок храма, однако он не стал этого делать.
— Фрески яркие, они отвлекают от антирелигиозной пропаганды и научного представления о мире. А Ковалев говорил, что будет использовать их в своих целях. Северная галерея расписана сценами сотворения мира, а Ковалев рядом поставил стенд с научным представлением. Стены церкви были зашиты листами картона, но не так сильно пострадали, как если бы их сбили, — добавила Елена Федорычева.
Потом музей закрыли, а спустя время вновь передали храм музею. С 1992 года в церкви Ильи Пророка вновь начались богослужения в летнее время года. По сей день храм находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и епархии.
— Про церковь Ильи Пророка можно рассказывать три дня без перерыва, вы же понимаете, — улыбнулась Елена Федорычева в конце нашей экскурсии.
О храме пишут многотомные сборники. Его история не умещается на сотнях страниц исследований. Поэтому рекомендуем всем ярославцам хоть разок заглянуть на экскурсию по церкви Ильи Пророка. Тем более это возможно сделать в теплое время года.
Выражаем благодарность за помощь в создании материала Ярославскому музею-заповеднику и Елене Федорычевой.