Ярославль захлестнула волна фейковых сообщений о готовящихся шутингах в учебных учреждениях. С вечера 7 октября школьники и студенты пересылали друг другу десятки сомнительных сообщений о стрелках и готовящихся нападениях.
Скулшу́тинг (от англ. school shooting — «школьная стрельба») — применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), очень часто перерастающее в массовые убийства.
На следующий день, 8 октября, в беседах учащихся начали обсуждать фотографии стрелка, сфотографированного на улице города. Мы проверили эти кадры, оказалась, что они не имеют отношения к Ярославлю.
Истерия дошла до того, что в полицию стали массово обращаться учащиеся и их родители. Причем не только в Ярославле, но и в других регионах России. Мы уже выпускали инструкцию, как отличить фейк от реальности. Теперь решили узнать у психиатров, что толкает людей на распространение фейков и связана ли истерия с шутингом с недавней стрельбой в пермском университете.
«Детям всё равно»
— Это обычная стандартная человеческая реакция. Вирусные рассылки обычно делаются на том, что популярно. Сравнивать это с посттравматическим расстройством (после трагических событий в Перми. — Прим.ред.) нельзя. Дети не боятся, всем всё равно. Пересылают сообщения из-за мыслей: «Ну а вдруг на самом деле, на всякий случай перешлю». У нас люди не склонны проверять информацию до того, как принять ее к сведению. Массовые вирусные рассылки на это и рассчитаны. На этом основа всей пропаганды, — считает врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт Артем Гилёв.
По мнению психиатра, всё же есть люди, которые не просто слепо впитывают и распространяют заведомо ложную информацию. Есть те, кто вводит массы в заблуждение ради удовольствия.
— Кому-то нравится получать удовольствие, что столько людей повелись на провокацию. Потом вырастет хакером, чтобы в этих сообщениях распространять вирусы. Однако это не является расстройством психики, — добавил Гилёв.
Типы людей, которые склонны распространять фейки
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии Демидовского университета Елена Конева высказала схожую точку зрения. Она считает, что к распространению фейков могут тяготеть разные группы людей, пытающиеся закрыть индивидуальные потребности. Елена Конева рассмотрела три из них.
Недостаток самореализации
— Во-первых, это люди с элементарным недостатком самореализации. Когда негде больше себя проявить, это определенная самопрезентация. Она удовлетворяет потребность себя проявить. К этой группе могут относиться люди любых возрастов: как совсем молодые, пожилые, так и люди среднего возраста в определенной степени к этому склонны.
Желание контролировать ситуацию
— В основном к этой группе относятся люди среднего возраста, которые реально беспокоятся. На них накладываются большие обязанности по обеспечению и старшего, и младшего поколений. Распространение информации в данном случае — это средство повышения надежности своего контроля над ситуацией. Попытки сообщить о том, что тревожит — это иллюзия контроля над ситуацией, чувство включенности в защиту себя и близких.
Бездумное подражание
— Это группа, которая склонная к подражанию. Они устраивают своего рода флешмоб. К этому склонны молодые люди, а также те, кто получил советскую закалку, в которой единение с толпой рассматривалось как норма поведения.
По мнению Елены Коневой, подобное поведение всегда проявлялось в обществе. Просто с приходом информационных технологий способы его проявления изменились. При этом никакие ЧП с учащением фейковых вбросов не связаны.
— Раньше было «модно» сообщать о минировании школ. В настоящее время парадигма изменилась. Трагические события, которые происходят в разных городах, не причина информационных вбросов. Это средство наполнения вышеперечисленных потребностей определенным содержанием, — добавила доктор психологических наук.