Город Ярославль: листаем прошлое Перекраивали мосты и церкви: смотрим, как изменился Ярославль. Часть первая

Перекраивали мосты и церкви: смотрим, как изменился Ярославль. Часть первая

Сравниваем старинные виды Волжской набережной с современными

С годами на Волжской набережной в Ярославле многое изменилось

Ярославль — красивый город с богатой историей. Для тех, кто не любит гулять с гидом, мы открываем специальную рубрику «Ярославль: листаем прошлое». Наслаждаемся видами старинного города и сравниваем с тем, что сейчас. Начнём серию публикаций с одного из самых культовых мест города — Волжской набережной.

Дореволюционное время: Мякушкинский спуск и беседка


Мякушкин спуск, который идёт от беседки вниз по откосу набережной Волги, играл в прошлом важную роль — он был одним из путей доставки товаров на торговые пристани, располагавшиеся непосредственно на берегу.

Ничего здесь в плане архитектуры особо не изменилось. Только появилась на заднем плане сталинская четырёхэтажка с полукруглыми окнами, да с церкви Николы Надеина убрали нелепую самоварную главку, заменив её более лаконичным шлемовидным куполом.

Сохранилось у горки и её развлекательное предназначение. На фото более чем столетней давности видно, как здесь зимой катались на санях. Сейчас правда молодёжь любит больше тусоваться здесь летом и гонять на велосипедах, скейтах и роликах, но и горку здесь по-прежнему заливают каждую зиму.

1930-е: зимняя переправа через Волгу


Здесь за 90 лет очень круто поменялась транспортная инфраструктура. Тогда уже существовал железнодорожный мост; его открыли в 1913 году в присутствии Николая II, поэтому ему дали название «Николаевский». Потом в 70-е годы рядом построили второй железнодорожный мост с трапециевидными фермами. Осенью 2005 года была завершена реконструкция первого «Николаевского» моста — старые фермы 1913 года были заменены на новые, тоже трапециевидные.

Зимой через Волгу ещё в довоенное время строили сезонную переправу. Она начиналась в районе современного Красного спуска. К 50-летию Октябрьской революции чуть выше на месте снесённой церкви Петра и Павла построили первый автомобильный мост. Стоянку для барж около Красного и Флотского спусков, где на старом фото начинается переправа, в 70-х сменил речной вокзал. До этого пароходы причаливали к дебаркадерам, которые убирали на зиму, поэтому на кадре с переправой пристаней нет.

1950-е: Ильинско-Тихоновская церковь


Ильинско-Тихоновский храм считают наиболее древним в Ярославле. Есть легенда, что князь Ярослав Мудрый, одержав победу над злобной медведицей, приказал построить на месте битвы храм, посвящённый святому Илье, а также «град созидати». Поначалу церковь была деревянной. Её уничтожали пожары, охватывавшие территорию ярославского кремля — Рубленого Города, но всякий раз храм на этом месте строили заново.

В семнадцатом столетии в Ярославле началась эпоха каменного строительства. Повсюду стали строить архитектурные ансамбли православных монастырей и величественных соборов. В 1695 году Ильинский храм был воссоздан, но теперь уже не в деревянном, а в кирпичном исполнении. В советское время в здании работали реставрационные мастерские. Сейчас здание церкви также не используется по прямому назначению.

1956-й год: улица Суркова (бывшая Школьная)


С конца XVIII века улица называлась Благовещенской улицей из-за расположенной в начале улицы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. К 50-м годам улица успела побывать Гимназической и называлась Школьной, повторив переименование местной гимназии, ставшей школой имени Маркса. Это имя сейчас тоже исчезло, уступив место советскому поэту из Рыбинского уезда Алексею Суркову.

Холодный каменный Благовещенский храм, который запечатлён на фото, был построен в 1688 году на месте деревянного. В 1929 году колокольня храма была снесена, а в 1930 году была закрыта сама церковь. Сейчас постройка сохранилась в том же виде. Поменялись лишь здание по соседству — вместо деревянной избы здесь построили «сталинку».

1970-е: Волжская (Арсенальная) башня


Из 19 башен укреплений Земляного города Ярославля сейчас сохранились всего три. Все они — квадратные кирпичные постройки, во многом похожие друг на друга. Волжская башня служила главным входом в укреплённую часть города с воды. Первоначально была с отводной стрельницей и деревянным шатром.

К концу XIX века башню приспособили под трактир, который так и назывался — «Башня». С тех пор место изменилось мало: в советские года здесь тоже был ресторан, сейчас на первом этаже башни — кафе. Единственное, что здесь произошло с 70-х годов прошлого века — это реконструкции прогулочной зоны вокруг башни. Ну и, конечно, подросли деревья на нижнем ярусе.

Михаил Контуев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: россиянка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления