Я в расстроенных чувствах. Вчера посетил реконструированный Демидовский Сад, что в центре нашего богоспасаемого губернского города.
Всё не без нюансов, но они будут всегда, и в целом явные изменения к лучшему. Норм. Но я подошёл к фонтану, который обещали «обновить», и тут-то у меня всё и упало.
Исторического чугунного фонтана больше нет. На меня смотрела, переливаясь в китайских светодиодах, поделка из азербайджанского ресторана на МКАДе. Во второсортных провинциальных торговых центрах такие фонтаны также можно найти при входе, у них обычно все встречаются.
У фонтана нет лица — такой можно встретить и в Казани, и в Махачкале, и в холле гостиницы в Омске, и в заштатном парке на окраине Москвы, и на даче у заммэра любого областного центра.
Такое со скрипом было бы допустимо в каком-нибудь новом парке, разбитом с нуля, это допустимо на площади Юности — там был бетонный пустырь, его уже ничем не испортишь.
Но этому фонтану больше ста лет, он лицо и визитная карточка города, это исторический фонтан. Он помнит ещё Вахрамеева, который изначально и разбил этот сад в 1885-м.
Демонтированная чугунная чаша — сталинских времён, когда вахрамеевского «Аиста» сменил советский «Буратино», а того в свою очередь, в 1968-ом — чаши и шар («Ёжик»). Сейчас чаша, сломанная при демонтаже, лежит на складах САХа и никто не знает, что с ней делать.
Аргументацию «обновления» предугадать легко — да он старый был, совсем плохой, надо много денег и сил, проще построить новый, опять таки, он дорогой, современный, с подсветкой! Всё это так. Реставрация городского исторического наследия требует много денег, труда и ума. Реставрировать и реконструировать вообще почти всегда дороже, чем строить с нуля. Но на то оно и наследие.
Никому не придёт в голову, например, в Москве вместо реставрации рубиновых звёзд на башнях Кремля повесить новые, фанерные, и покрасить в красный цвет. Или в Питере заменить чугунные ограды набережных и мостов через Неву на современную жестянку. Хотя это однозначно сэкономит бюджетные средства. Тогда где та грань? Кто решает степень «историчности»? Почему в моём родном Ярославле это зашло?
На самом деле решить степень важности для города того или иного объекта, той или иной малой архитектурной формы, довольно просто. Вот дореволюционная открытка с «Аистом», сталинская открытка с «Буратино».
Как вы думаете, будут выпускаться открытки с этим фонтаном? Вы хотели бы подарить такую открытку своему другу или коллеге, гостям города?
Ну вот вам и ответ.