Более десятка пострадавших и сгоревшие магазины: 10 июля в торговом центре «Рио» на Дмитровском шоссе в Москве случился крупный пожар. Сработала сигнализация, и посетители в поисках аварийных выходов разбежались в разные стороны, теряя детей. Теперь пострадавшие обвиняют администрацию торгового центра в том, что тот не был готов к такого рода происшествиям, а владельцы бутиков и магазинов считают убытки.
А что если такое ЧП случится в Ярославле (стучим по дереву три раза)? Куда бежать, как спасаться? Готовы ли наши торговые центры к экстренной эвакуации? Проверим!
Все двери открыты
Первым делом мы заехали в торговый центр той же сети «Рио» на Московском проспекте. Заходишь через главный вход и сразу видишь, куда бежать, если вдруг завизжит сирена: все пути открыты.
После ЧП в Москве администрация торгового центра то и дело беспокоит своими визитами арендаторов. И не зря – иногда лучше перебдеть, как говорится.
На территории Ярославской области более 30 крупных торговых центров.
– Вчера были администраторы, проверяли, не закрыт ли у нас в магазине аварийный выход, – рассказывает продавец бутика с мужской одеждой. – У нас в торговом центре почти во всех магазинах есть такие выходы, огнетушители, планы эвакуации и папка с инструктажем, мы там расписываемся раз в полгода.
В «Рио» на Московском есть два лифта, пожарные лестницы, указатели к ним и почти в каждом углу – не потеряешься. Да и само здание полностью открыто с главного входа: крутящаяся дверь, а рядышком еще две, и они не на замке.
– У нас все открыто – двери входные, лифты, – рассказывает сотрудница ярославского торгового центра. – Я в московском «Рио» была зимой, когда ездила к внуку. Когда показали пожар, я была в шоке, на самом деле там все такое запутанное. Если бежать, то не знаешь куда.
В большом магазине техники «Эльдорадо» больше трех огромных дверей, через которые люди с легкостью покинут здание в случае чего. Кинотеатр, расположенный на последнем этаже, тоже оборудован двумя пожарными выходами, если вдруг пожар застанет вас за попкорном и просмотром нового кино.
Предупреждения на каждом углу
В самом огромном торговом центре «Аура» - сразу два больших выхода с дверью-вертушкой, один выходит на улицу Свободы, а другой на Победы. Рядом еще по две обычные, но они на замке, а открывают их лишь в случае ЧП. Странно, что они закрыты, ведь пока дожидаешься эвакуации, может начаться паника и давка в дверях. А ведь ключ от них где-то у администратора.
По всем этажам здания на потолке – указатели на ближайшие аварийные выходы, поэтому, даже заплутав, можно сориентироваться, даже если ты сидишь с бургером на фуд-корте. О планах эвакуации администрация тоже позаботилась: понять их легко, главное, не создавать паники.
– В случае задымления по громкой связи объявляют код 1000, и мы уже знаем, что делать, – рассказывает охранник торгового центра «Аура». – Проверяем масштаб проблемы, по инструкции выводим людей через аварийные выходы. Все закрытые двери открываются, а если задымление происходит в одной стороне атриума, то людей выводят через другую.
Плановые проверки в торговых центрах проходят раз в четыре года.
Доверяй, но проверяй
Сейчас ярославские спасатели начали масштабную проверку торговых центров после случая в Москве. Развлекательные центры-нарушители попали под особый контроль.
– Сейчас проводится внеплановая проверка по контролю за ранее выданным предписанием по устранению нарушений торгово-развлекательного центра «Рио» на Тутаевском шоссе в Ярославле, – говорят в пресс-службе МЧС по Ярославской области. – Сейчас эксперты испытательной пожарной лаборатории проверяют работоспособность систем противопожарной защиты.
В каждом развлекательном центре обязательно должны быть подручные средства и устройства, с помощью которых можно быстро среагировать при задымлении:
автоматические установки пожаротушения;
автоматические установки пожарной сигнализации;
установки систем противодымной защиты;
системы оповещения людей о пожаре.
Есть вещи, которые в торговом центре ни в коем случае не должны происходить. Что запрещено:
проводить любые работы с огнем, когда в помещении есть посетители;
пиротехнику, краски и аэрозоли можно продавать только в специальных магазинах на расстоянии более 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;
устанавливать в торговых залах баллоны с газами для воздушных шаров;
размещать торговые, игровые аппараты и торговать на площадках лестничных клеток, в тамбурах и на других путях эвакуации;
запрещается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах и на путях эвакуации;
запрещается хранить горючие товары в помещениях, где нет окон и шахт, куда может улететь дым;
при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий должны быть усилены меры пожарной безопасности, а также кто-то обязан за этим следить;
запрещается разгружать товары у аварийных выходах в рабочее время;
запрещается торговать бытовой химией, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями в бутылках более литра без этикеток с надписями «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня».