Все знают, что Ярославль – родина первого русского театра. Но мало кто в курсе, что и первый в России железнодорожный мост также был построен в Ярославле в 1913 году. Таким образом, сегодня железнодорожный мост через Волгу в Ярославле отмечает 100-летний юбилей.
Строительство железнодорожного моста в Ярославле началось в 1910 году, хотя необходимость в нем назрела гораздо раньше. Индивидуальный проект железнодорожного моста в Ярославле был разработан инженером С. И. Ольшевским с учетом передового опыта российского и зарубежного мостостроения.
Железнодорожная колея предполагалась одна, для пешеходов внутри пролетов по обеим сторонам пути имелись два тротуара. Для конных экипажей проезд не предусматривался. Мост был официально открыт в день 300-летия царствования Дома Романовых. Ярославский губернатор граф Дмитрий Татищев, разрезав ленту, объявил мост открытым, после чего был подан стоявший на том же левом берегу поезд с пассажирскими вагонами, украшенный национальными флагами. Ярославская газета «Голос» от 22 февраля (7 марта) 1913 года сообщала, что «поезд очень тихим ходом прошел через весь мост и двинулся дальше по направлению к станции «Ярославль-город».
Во время пребывания императорской семьи в Ярославле в мае 1913 года, Николай II осмотрел и одобрил новое сооружение, а в том же месяце по всеподданнейшему докладу господина министра Путей Сообщений железнодорожному мосту через реку Волгу у Ярославля было присвоено наименование: «Мост императора Николая II». В народе мост стали называть Императорским, Николаевским или Романовским.
Во время белогвардейского мятежа в городе в июле 1918 г. он был захвачен белогвардейцами, которые под натиском частей Красной армии попытались взорвать мост, но этому помешала внезапная атака красноармейцев. В годы Великой Отечественной войны мост имел чрезвычайно важное стратегическое значение: через него на фронт двигались составы с войсками и боевой техникой. Немецкие «Юнкерсы» не раз пытались взорвать его, но благодаря охране специального авиационного полка и зенитной батареи этого не произошло.
Большой запас прочности опор позволил в 1970-1972 гг. возвести вторую часть моста, до этого одноколейного.
В 2003-2005 годах Мостоотрядом № 6 была проведена последняя реконструкция пролетных строений. Дореволюционные полукруглые фермы были демонтированы и заменены на новые, трапециевидной формы.