На портале 76.ru продолжается показ документального фильма о Ярославской Большой мануфактуре «Затрапеза». Фильм призван поднять интерес общественности и пробить стену непонимания властей по вопросу спасения разрушающегося архитектурного ансамбля фабрики и фабричного городка и сохранения культурных традиций, столетиями формировавшихся здесь.
Сегодня документальное кино, а тем более снятое в регионах, не имеет выхода на широкую аудиторию ввиду его коммерческой непривлекательности. Проектом «Затрапеза» мы попытались разбавить зачастую лишенный культуры информационный поток и расширить число зрителей фильма, тем самым заинтересовать людей вопросами сохранения культурного наследия. История интересна и поучительна, еще интересней та история, которая развивалась рядом с нами и на наших глазах. К сожалению, за выбором нового телевизора и сведением семейного бюджета мы часто забываем об этом.
Вот так несколько десятилетий назад ярославцев перестали волновать проблемы разрушающегося исторического Перекопа. Лучший когда-то в городе Петропавловский парк и самый благоустроенный и комфортный район превратились в злачные места, куда желательно не показывать носа. Между тем остатки былой роскоши плавно осыпались и превращались в руины. Красота их, конечно, никуда не делась, но пробегающему мимо обывателю она все менее заметна и все более пугающа. Фильм «Затрапеза» рассеивает этот рабский страх перед проблемами, душевными переживаниями и осознанием собственной беспомощности. Это произведение пробуждает стыд, стыд за собственную пассивность.
«Фильм рассказывает о заповедном уголке древнего города Ярославля, исторической территории Ярославской Большой мануфактуры, которая ныне переживает упадок, но есть надежда на возрождение, – говорит автор идеи создания фильма, председатель общественной организации возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» Надежда Балуева. – Задача фильма – пробудить гражданское сознание, национальное достоинство и через них найти дорогу к сохранению старины. Ведь города, как и люди, имеют свое лицо. Без фабричного городка Ярославль утратит свою самобытность. Как и человек без корней, без знания истории родного края, народной культуры может потерять себя в этом многогранном глобальном мире».
Фильм начинается с кадров разрушения одного из рабочих корпусов – неотъемлемой части ансамбля фабричного городка – ценнейшего образца промышленной архитектуры. Корпуса не стало в октябре прошлого года по незаконному решению городских властей. Далее кадр за кадром наслаиваются многочисленные пласты огромного социокультурного явления, который представляет из себя громада Ярославской Большой мануфактуры.
Это явление – часть семейной истории тысяч ярославцев – выходцев из фабричных династий. «Затрапеза» вновь оживляет их воспоминания. В редакцию 76.ru приходит множество откликов со словами благодарности создателям фильма и воспоминаниями из семейной истории, связанной с фабрикой. В них нет слов о коммунальных проблемах и тяготах нищеты. Напротив, жительница Подмосковья, потомок фабричной династии Гореловых-Королевых (на фото), Татьяна Сидорова вспоминает, что «бабушка всегда называла фабрику "наша кормилица"».
«Здесь жили мои деды, родители и моя семья, – вспоминает Татьяна Сидорова. – Все работали на комбинате. А прадед был часовщиком и даже ремонтировал башенные часы фабрики. Действительно в корпусе не было одиноких людей. Все жили, как одна большая семья. Сирот выдавали замуж и женили всем миром. Так же провожали в последний путь. Запомнились две вдовы, мужья которых погибли во время войны. Они жили в нашем шестом по-старому, а четвертом по-новому корпусе. Звали их Дашёнка и Петровна. Замечательные женщины!»
Ярославская Большая мануфактура – это не только архитектурное достояние, как уже было сказано, – это уникальное социокультурное явление. Во-первых, потому что здесь формировалась особая сплоченная общность людей со своими традициями, во-вторых, потому что мануфактура со времен ее основателей Затрапезновых была примером градостроительства. Сохранившийся сегодня фабричный городок конца XIX века, эпохи Карзинкиных, в свое время поразил весь мир комфортными социальными и бытовыми условиями и был удостоен гран-при за социальную заботу о рабочих в 1900 году на международной выставке в Париже. Сегодня у Перекопа есть шанс стать примером гражданской активности вокруг спасения объектов культурного наследия.