Итоги муниципальных выборов в Ярославле подведены: победители и побежденные известны. Свои результаты выборов представили и наблюдатели – это подкуп избирателей, угрозы и административное давление.
По скупым данным ярославской полиции, в день выборов в дежурную часть поступило 20 сообщений о возможных нарушениях во время голосования. По десяти из них информация не подтвердилась, по девяти проводится проверка. Подробностей этих нарушений правоохранители не сообщают, зато своими историями охотно делятся наблюдатели.
«Я работал членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и координировал работу других наблюдателей в этом же округе, – начинает рассказ Максим Павлов. – Сразу после открытия наблюдатель от Блохина (избранный депутат муниципалитета от «Единой России». – Прим. ред.) передает председателю комиссии пачку заявлений от избирателей с просьбой предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования.
Посоветовавшись с юристами, я выяснил, что это вполне законно. Однако в большинстве этих заявлений не указана причина, по которой избиратель не может прийти на избирательный участок, причем не только у стариков, но и у людей среднего возраста».
На всех последних выборах сервис «голосование на дому» широко применяется избиркомами, наблюдатели не первый раз отмечают странности в формировании списков голосующих на дому: «Во многих случаях избиратели не пишут заявлений, за них это делают органы соцзащиты, причем иногда даже не ставят в известность самих заявителей», – продолжает Максим Павлов. На этих выборах дома проголосовали более семи тысяч ярославцев, что составляет около 6,5 процента от общего числа проголосовавших.
По свидетельствам наблюдателей, к борьбе за повышение явки избирателей также активно подключилась так называемая синяя лига, что потчует электорат горячительными напитками. «Наливайки» были замечены в Брагино и Заволгой. В такой борьбе со здоровым образом жизни наблюдатели подозревают кандидатов от партии власти. Впрочем, голоса скупали не только за водку, но и за деньги.
«Кандидаты Эдуард Авдалян по округу и Павел Зарубин по списку от «Единой России» откровенно спаивали людей, давали им водку и напоминалку, за кого голосовать. Это было накрыто, – рассказывает наблюдатель от партии Демократический выбор Кирилл Шулика. – Накрыли кассу, которая была в ДК рядом с двумя избирательными участками под видом общественного правового центра. Там получали деньги старшие по домам, 1000 рублей на избирателя. Когда накрыли кассу, через пять минут приехали Зарубин и Авдалян, с которыми у меня состоялся разговор на повышенных тонах. И буквально через несколько минут на одной из наших машин были порезаны колеса, а члены мобильной группы услышали поток угроз».
Водка как аргумент для участия в выборах действует только на малоимущий и не очень активный электорат, для претендентов на высокий статус депутата этого не достаточно. Важно привлечь к избирательному процессу самых активных граждан, то есть пенсионеров. По словам Максима Павлова, его коллеги от ЛДПР засекли на участке в 26-й школе на Тутаевском шоссе целый автобус бабушек, вполне возможно этот автобус посетил не одну школу. Водитель автобуса вел себя подозрительно и пресек попытки наблюдателей пообщаться с ним. А на УИКе в школе №90 наблюдатели поймали координатора бабушек-активисток.
«С утра по участку ходили бабульки и спрашивали некоего Дениса от «Единой России», – рассказывает Максим Павлов. – Через какое-то время появляется этот Денис, и у ворот школы его окружают бабульки и начинают ему на всю улицу диктовать отчет о проделанной работе, он все это записывает в толстую тетрадь. Наблюдатели от ЛДПР вместе с полицейским подошли к нему и препроводили на избирательный участок, затем вызывали следственную группу. Вместо следственной группы приезжает начальник отдела полиции Дзержинского района. Он неоднократно связывался с кем-то по телефону и не хотел показывать нам тетрадь этого Дениса».
В итоге наблюдателям удалось уговорить полицейского показать тетрадь. Там было много данных обычных людей и вклеен лист с именами членов избирательных комиссий, по одному на каждый УИК. Скорее всего, имена людей – это купленные избиратели, а имена членов комиссий – это список лиц, что указывают купленному избирателю вместо кого еще можно проголосовать. Это далеко не все «темные» схемы, что сопровождали воскресные выборы, так представителям КПРФ удалось поймать подозрительную личность с не менее подозрительными купонами.
«В седьмом округе использовался купон «За честные выборы», который избирателю надлежало передать специальному человеку в белой кепке, – цитирует лидера ярославских коммунистов Александра Воробьева информационное агентство «Ярновости». – Процент платного голосования очень высок».
В обоих случаях подозрительные личности оказались в руках полиции, на них написаны соответствующие заявления. Судьба их во многом зависит от желания политиков довести дело до конца. Подобные заявления и жалобы сыплются на правоохранительные органы и Горизбирком в больших количествах после всех выборов последних лет, но громких судебных процессов мы пока не видели. Таким образом, старания рискующих здоровьем наблюдателей оказываются пустыми, а у власти есть основания не замечать нарушений и гордиться чистой победой.