Ярославское УФАС выиграло сразу три дела против аморальной рекламы. Дважды оштрафовали Ярославский ликеро-водочный завод за то, что их продукцию рекламировали медведи и один раз компанию «Бигам» за полуголых девиц, приглашающих помыть машину.
Второй арбитражный апелляционный суд Кирова второй раз оставил в силе решение ярославского УФАС оштрафовать на сто тысяч ОАО «ЛВЗ «Ярославский» и НП «Футбольный клуб «Шинник» за нарушение Закона «О рекламе». Рекламные баннеры с изображение медведей с рюмкой проштрафившиеся разместили на стадионе «Шинник» и бортах автобуса футболистов. А Ярославский областной арбитражный суд подтвердил законность еще одного штрафа в сто тысяч рублей за тех же медведей, только расположенных на здании фирменного магазина.
По закону нельзя рекламировать алкоголь на территории спортивных сооружений и на крышах, внешних стенах и других элементах зданий. Кроме этого, рекламу с явным алкогольным содержанием не сопровождало грозное предупреждение Минздрава о вреде злоупотребления такими напитками.
Рекламные щиты автомойки ООО «Бигам» не понравилась антимонопольщикам за присутствие на них полуобнаженных девушек в непристойных позах. Неэтичность использования эротики в публичной рекламе подтвердили суды четырех инстанций.
«Реклама оказывает мощнейшее влияние на духовное развитие личности и общества, – комментирует решение заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Иван Паутов. – Необходимо соблюдать общепринятые нормы гуманности и морали. Реклама, прежде всего, должна быть этичной. Форма и содержание рекламной информации, условия, порядок, время и способы ее распространения должны соответствовать правилам этики, то есть нормам поведения, традициям и моральным принципам, сложившимся в обществе. Особенно это становится важным, когда под воздействие рекламы попадают дети».
Желание ЛВЗ пропиарить свой бренд в месте массового скопления людей и телекамер понятно. Но профессионализм его рекламщиков вызывает сомнения. Мало того, что стадион – это спортивное сооружение, смысл существования которого – пропаганда здорового образа жизни, так они еще и проигнорировали предупреждение о вреде алкоголя, записанное на подкорке у всех рекламщиков. А что же «Шинник», неужели звон монет заставил забыть его про этику? Но гораздо эффективней даже такого бескомпромиссного пиара реклама эротического содержания.
«Секс всегда играл важную роль в жизни людей, – говорит психолог Эдуард Болотов. – Часть мозга, ответственная за оценку зрительной информации, получив эротический сигнал, инстинктивно дает команду всему организму «Готовься!». Учащается сердцебиение, усиливается потоотделение, мозг начинает более тщательно изучать картинку. Связывая сексуальный инстинкт с нейтральным предметом, можно достичь нужных результатов».
А больше от рекламы ничего и не требуется, только, чтобы ее запомнила целевая аудитория. Раздражает такая реклама тех, кто считает необходимым оградить детей от преждевременного взросления при виде обнаженной натуры. Согласно статье №8 Федерального закона «О рекламе» неэтичной рекламой считается та, что содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц.
«Если реклама сделана со вкусом, даже с элементами эротики, я не вижу в этом ничего плохого, – продолжает Эдуард. – Какого-то негативного влияния она не оказывает даже на детей. В 6-7 лет дети начинают интересоваться вопросами пола. Ребенок изучает строение своего тела, задается вопросами различия полов. Эротические картинки могут даже помочь научить ребенка адекватно воспринимать интимную сторону жизни без лишней стыдливости и ханжества. Главное с этим не перебарщивать. Что касается оскорбления религиозных и философских чувств людей, то с этим ничего сделать нельзя. Если общество хочет ограничений, то такие ограничения должны быть. Ведь ужиться с постоянным присутствием раздражителя, в частности эротической рекламы, гораздо сложнее, чем жить в ее отсутствии тем, кого эти картинки не бесят».